
ЦБ опубликовал доклад о развитии рынка цифровых активов, занимающего пока скромную долю в 6%. ФБА «Экономика сегодня» расскажет о новшествах, предлагаемых регулятором для игроков рынка.
Банк России обнародовал доклад о динамике развития цифровых активов в стране. Документ содержит аналитику и конструктивные предложения, которые могут улучшить количество и качество цифровых операций. Одно из нововведений, которое намерены апробировать в ЦБ — допуск на российский рынок иностранных финансовых активов. Также в планах начало выпуска биржевых инструментов в цифровом виде и налоговые послабления для инвесторов.
Ключевой является технология распределенных реестров
ЦБ акцентирует внимание на условии, благодаря которому цифровые финансовые механизмы получили свое развитие. Речь идет о распределеннем реестре, это особая база данных, обновляемая каждым участником (или узлом) независимо от другого.
Одним из вариантов сети распределенных реестров является блокчейн, он предполагает структурирование данных о транзакциях в виде цепи, связанных криптографически. При этом каждый блок содержит ссылку на предыдущий, так обеспечивается неизменность записей.

Сети распределенных реестров имеют разный уровень доступности: они могут быть публичными, закрытыми и гибридными. Публичная сеть позволяет сделать финансовые операции открытыми.
У ЦФА есть масса плюсов
Цифровые активы обладают неоспоримым преимуществом — снижение роди посредников. Сделки автоматизированы за счет смарт-контактов.
В России благодаря новым возможностям разработаны утилитарные цифровые права (УЦП) и цифровые финансовые активы (ЦФА), появились и первые участники рынка.
Утилитарные цифровые права предполагают:
— право требовать передачи вещи;
— право требовать передачу исключительных прав на интеллектуальную деятельность;
— право требования выполнения работ или оказания услуг.
Цифровые финансовые активы подразумевают:
— денежные требования;
— возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам;
— право участия в капитале непубличного акционерного общества;
— право требовать передачу эмиссионных ценных бумаг;
ЦФА могут быть как связаны, так и не связаны с реальными активами.

Цифровые валюты и финансовые инструменты имеют отличия
В ЦБ напомнили, что стоит разделять цифровые и токенизированные безналичные валюты от цифровых финансовых активов.
Такими, например, могут быть акции или облигации, изначально выпущенные в «цифре». Закон о ЦФА запрещает принимать их в качестве средства платежа.
Цифровые облигации размещаются открыто для всех участников информационной системы. С одной стороны, это может стимулировать рынок, но с другой — несет риски для неопытных игроков.
В связи с этим, ЦБ определяет цели развития цифровых активов следующим образом:
— защита прав инвесторов, в том числе — недопущение неопытных игроков к сложным продкутам;
— требование финансовой устойчивости эмитента;
— правила допуска инструмента к публичному обращению на финансовом рынке;
— прозрачность эмитента перед инвесторами;
— исполнение фидуциарных обязанностей (обязательства доверительного характера между сторонами).

В ЦБ отметили, что для регулирования рынка цифровых прав уже сделано немало шагов. В частности, сделки с ЦФА можно будет проводить с использованием номинальных счетов. Также цифровыt активs приведены в соответствие с налоговым законодательством, улучшен механизм залога.
Представители регулятора напомнили, что развитие института цифровых активов привело к увеличению доли мировых инвестиций в это направление: в прошлом году в цифровые финансы было вложено 210 млрд долларов. К 2030 году их уровень вырастет втрое и приблизится к 699 млрд долларов. Но пока финансовые инструменты и платформы, основанные на технологии распределенных реестров, не в ходу у российских игроков финансового рынка, их используют только 6%.