С имуществом бежавших из России олигархов нужно обходиться по закону, отметил политик и писатель Николай Стариков. Только стоит принимать такие нормативные акты, которые смогут защитить российские национальные интересы.

Все нужно делать по закону
Медиагруппа «Патриот» и Федеральное агентство новостей обсудили на пресс-конференции вопрос «Нужно ли национализировать имущество бежавших из России олигархов».
Февральские события выявили людей, которые заработали в РФ деньги, но сбежали из страны и поливают ее грязью. Есть и вопиющие случаи: Зеленский летом вывел братьев Ананьевых из-под украинских санкций за финансирование киевского режима.
Кто-то делает покаянные заявления о несогласии с политикой России, кто-то скатывается в оскорбления страны, а кто-то просто финансирует Украину. Объединяет таких бизнесменов то, что деньги им дала Россия, а тратить они их хотят на Западе.
Вряд ли здесь стоит искать идеологию: люди хотят продолжать комфортно проживать в Лондоне, Нью-Йорке и других западных столицах, и для этого готовы на все, в том числе и на действия, которые надо классифицировать как нацпредательство.

«Хотелось бы, чтобы люди, которые плюют в сторону РФ, понесли какое-то наказание, но как это реализовать? Логика “Х уехал за границу, забрать у него имущество” не кажется лучшей, но есть другой вариант – “уехал X за границу, перевел активы и что-то там сделал. Сразу после этого следует начать расследование законности приватизации фабрики и земли, которые дали ему возможность что-то перекачивать. Уверен, что в 99% случаев приватизация была незаконной», - заключает политик и писатель Николай Стариков.
Дальше государство выписывает платежное поручение: раз вы купили за рубль то, что стоило 10 рублей, 9 необходимо доплатить в казну.
«Можно даже дать срок на уплату, а после этого приходят приставы и конфисковывают приватизированное имущество. Картину неизвестного художника можно куда-то утащить, а завод вы куда утащите? Никуда!» - резюмирует Стариков.

Есть пример дела ЮКОСа
Так, происходит абсолютно законная национализация. Есть в российской практике характерный пример: история Ходорковского и ЮКОСа.
«Ребята не заплатили налоги, и у них конфисковали активы. Все по закону, главное не забыть его принять», - констатирует Стариков.
Такие действия необходимо правильно законодательно оформить.
«На основе чего Ходорковский и его подельники стали подавать иски против РФ? На основе того, что один юридический акт не был состыкован. Давайте все делать по закону, усиливая систему новыми нормативными актами», - заключает Стариков.
История с делом акционеров ЮКОСа и антироссийским решением Международного трибунала в Гааге тянется уже больше 8 лет.
В июле 2014 года нидерландские арбитры приняли решение против РФ через 11 дней после катастрофы малазийского «Боинга» в Донбассе, воспользовавшись ошибками российской дипломатии девяностых годов, которая подписала Договор к Энергетической хартии. Данное соглашение не было ратифицировано в РФ, но истцы смогли к нему придраться.

Спор выдержал несколько процессов в разных инстанциях, а в 2022 году ожидалось окончательное решение по иску, чья стоимость превысила 60 млрд долларов, но после февральских событий процесс застопорился.
В ноябре 2021 года дело было передано на пересмотр в Апелляционный суд Амстердама, но с малоперспективной для РФ формулировкой. На правосудие Москве рассчитывать не стоит, как и истцам на получение денег. До февраля 2022 года Запад с помощью таких казусов давил на российские активы, а теперь это больше не работает.