18 +
Поиск
Энергетика
«Серая зона» из-за потолка цен и запрета морских перевозок не снизит оборотов нефтяной торговли с Россией

Великобритания придумала способ наказать топливных трейдеров за махинации с нефтью из России, это станет одной из предлагаемых мер, уточняющих механизм потолка цен. ФБА «Экономика сегодня» расскажет о перспективах рынка с введением ограничений.

Лондон придумал способ «перекрыть» кислород предприимчивым нефтетрейдерам. Речь идет о запрете на страховку и перевозку российского топлива в обход потолка цен и прочих санкций. Ограничения вступят в силу с 5 декабря, и авторы инициативы пока продолжают обсуждение деталей их реализации.

Несмотря на усилия Великобритании, ЕС и США, трейдеры нефтяного рынка по-прежнему смогут транспортировать углеводороды из РФ по удобным им ценам. Авторы санкции опасаются, что нефтеторговцы будут замалчивать реальную стоимость купленного топлива для получения доступа к услугам в пределах G7.

Британцы предлагают драконовские меры

Для предотвращения подобных ситуаций Лондон предлагает ввести штрафы в размере 1,18 млн долларов в случае, если брокера поймают на нарушении. Также британские юристы предлагают передавать информацию о мошенниках в прокуратуры по уголовным делам.

«Серая зона» из-за потолка цен и запрета морских перевозок не снизит оборотов нефтяной торговли с Россией

Предполагается, что участники рынка не станут испытывать судьбу, и такие штрафы отпугнут их от соблазна продолжить торговлю российской нефтью.

Идея ввести штрафы для трейдеров прописана в руководстве по планируемой санкции — потолку цен на российский энергоресурс, выше которого реализовать нефть из РФ будет нельзя. Документ разработан специальным подразделением Минфина Великобритании, отвечающим за санкции (OFSI) и пока не прописывает сам размер ценового потолка. Также в ведомстве готовы прикладывать все усилия, чтобы скрупулезно расследовать происхождение нефти, если трейдеры попытаются найти лазейку и в этом направлении.

Штрафы — часть комплекса санкций

Удар по трейдерам — всего лишь один из рычагов воздействия, напомнил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» международный эксперт рынка ресурсов и энергетики Владимир Демидов.

«Первый касается тех, кто транспортирует нефть — владельцев судов. Второй предполагает манипуляции со страховщиками, а третий затрагивает деятельность брокеров, покупающих и продающих нефть. Ожидаемо, что наказание будет очень существенным, и, конечно, некоторых трейдеров это остановит. Но нужно понимать, что это не отпугнет, к примеру, такие страны, как Индия. США официально подтвердили, что Индия может закупать топливо у России», — прокомментировал аналитик.
«Серая зона» из-за потолка цен и запрета морских перевозок не снизит оборотов нефтяной торговли с Россией

Штрафы повлияют на тех трейдеров, кто захочет купить в Европе российскую нефть. Эксперт напомнил, что подсанкционный Иран нашел обход эмбарго в виде нелегальных поставок.

«Все эти годы Иран поставлял свои энергоресурсы в Европу. Манипуляции проходят в открытом море, где нефть переливают с танкера на танкер. Поэтому если кто-то вдруг захочет купить нефть из РФ, он это сможет сделать. С одной стороны, кого-то это испугает, и некоторые брокеры действительно перестанут покупать российское топливо, когда станет известна официальная цена или хотя бы формула ее расчета», — добавил эксперт.
«Серая зона» из-за потолка цен и запрета морских перевозок не снизит оборотов нефтяной торговли с Россией

Цифры говорят об увеличении поставок РФ

Как только Россия поймет, каков полоток цены, последует соответствующий ответ, сказал собеседник издания.

«Если цена будет слишком низкой, я допускаю, что РФ может официально полностью уйти с рынка ЕС и перестать торговать нефтью со странами, подписавшими этот документ. Неофициально нефть, скорее всего, будет попадать на рынок. Недавно я ознакомился с отчетом, в котором сказано, что за 44-ю неделю 2022 года поставки российского топлива по морю выросли на 1,1 млн баррелей в сутки. Это почти на 1 млн больше, чем в 43-ю неделю, и на 1 млн ровно больше, чем за эту же неделю в прошлом году», — резюмировал спикер.
«Серая зона» из-за потолка цен и запрета морских перевозок не снизит оборотов нефтяной торговли с Россией

Одновременно с этим Европа уменьшила свое потребление на полмиллиона баррелей в сутки, а другие страны, не входящие в Европу и «Большую семерку», увеличили потребление на 600 тыс. баррелей.

«Таким образом, официально потребление нефти из России увеличилось всего на 100 тыс. баррелей в сутки, но при этом РФ увеличила поставки на 1 млн 100 тыс. Возникает резонный вопрос: а куда "ушел" миллион? Думаю, тут все понятно», — заключил аналитик энергетического рынка.

Санкции меняют структуру рынка

Так или иначе, манипуляции Запада постепенно уводят нефтяную торговлю в «серую зону». Это изменяет ландшафт топливных рынков и позволяет с уверенностью сказать: как раньше, уже не будет.

«Иран до сих пор торгует нефтью в обход санкций. Это влияет на их рынок и внутреннюю политику. К примеру, это ведет к уменьшению финансирования соцпроектов. Конечно, это затронет и Россию, хотя бы в части снижения доходов российского нефтегазового сектора. Но влияние это не будет значительным. Западные страны вряд ли добьются своих целей с помощью этих санкций», — сказал эксперт.
«Серая зона» из-за потолка цен и запрета морских перевозок не снизит оборотов нефтяной торговли с Россией

Владимир Демидов добавил, что штраф в 1 млн долларов будет почти неощутим для крупных игроков, но при этом не стоит ожидать, что они будут заниматься российской нефтью, потому как это может ударить по репутации бренда.

«Российская нефть пойдет к тем трейдерам, которые находятся в Китае, Индии, Турции, Африке. Вполне ожидаемо, что мы скоро услышим о невероятных поставках "турецкой" нефти, или "колоссальных объемах" нефти их Казахстана», — подытожил спикер.

По мнению эксперта, происходящие процессы серьезно и бесповоротно перекраивают мировой рынок нефти.