18 +
Поиск
Экономика Торговля

Западные авиапроизводители продолжают зависеть от российского титана. Отказ Airbus от поставок из РФ может обернуться для компании серьезными проблемами, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор Института реформирования общественных финансов, руководитель Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов.

Российский титан превратился в уязвимость западного самолетостроения

Airbus решил отказаться от российского титана

Европейский авиапроизводитель Airbus планирует отказаться от закупок российского титана, сообщает информационное агентство Reuters.

Исполнительный директор Airbus Defence & Space Михаэль Шольхорн утверждает, что такая задача будет реализована в течение нескольких месяцев.

«Я не могу назвать конкретной даты. Это сложный процесс, связанный с сертификацией и всем тем, что требует авиация, но это произойдет», - заключил Шеллхорн.

Титан в авиастроении в основном используется в двигателях и шасси, его важным преимуществом является высокая прочность по отношению к весу. Россия является ведущим игроком на рынке титана и контролирует 20% мирового производства.

Российский титан превратился в уязвимость западного самолетостроения

Западные авиапроизводители Airbus и Boeing забили панику о риске прекращения поставок из РФ еще в первой половине 2021 года, когда ситуация вокруг Украины начала усугубляться.

Аналитические центры компаний считали, что если российского титана на рынке не будет, то это приведет к кризису авиапроизводства на Западе. Все новейшие западные авиалайнеры включают большое количество титановых компонентов.

Данное обстоятельство привело к увеличению закупок титана в России со стороны Boeing и Airbus, а в 2022 года стало одной из причин, почему США и Евросоюз не пошли на усиление антироссийской политики в области гражданской авиации.

После февральских санкций на этом направлении были послабления, которые позволяют обслуживать огромный российский парк лайнеров Boeing и Airbus.

Российский титан превратился в уязвимость западного самолетостроения

Boeing уже официально остановил закупки титана в РФ, и это сокращает возможности для Airbus. Компания, как сообщает Reuters, увеличила закупки в США и Японии, которые до 2022 года зависели от российских поставок.

В Boeing до 2022 года покупали российский титан не из-за отсутствия альтернатив на рынке США, а из-за хорошего соотношения цены и качества. Если Airbus также откажется закупать сырье в РФ, то это приведет к дефициту на рынке и росту цен.

Россия доминирует на титановом рынке

«ВСМПО-Ависма» является крупнейшим в мире производителем титана и титановой трубки, спрос на которые огромный и падать не будет. Запад физически не может отказаться от этих объемов, вследствие чего санкции не касаются титанового направления.

Однако политика давит, и Airbus придется принимать какие-то решения.

Российский титан превратился в уязвимость западного самолетостроения
«Мирохозяйственные связи за последние десятилетия сильно развились, в результате чего интегрированность компаний в экономическое взаимодействие с контрагентами из других стран стала высокой», - заключает экономист Владимир Климанов.

Ущерб от санкций получает как Россия, так и западные страны, что мы видим и по современной ситуации с титановым рынком.

«Затруднительно даже представить, как РФ может создать замкнутую экономику, все это справедливо и для крупных международных компаний, включая Boeing и Airbus. Тем более есть закономерность: наибольший уровень взаимодействия наблюдается в авиастроении, а если брать Airbus, то европейская компания использует максимальное число подрядчиков в производстве одного самолета», - резюмирует Климанов.

Отказ от главного поставщика титана выйдет от Airbus боком, но конечный ущерб здесь сложно оценить. Не исключено, что Airbus переоформит производство титановых деталей на дочерние компании-подрядчики и через них продолжит закупки.

Российский титан превратился в уязвимость западного самолетостроения
«РФ является одним из мировых лидеров по производству титана, без которого самолеты летать не могут, но оценить зависимость Airbus от российских поставок можно только по внутренней документации компании», - констатирует Климанов.

Airbus будет стараться снизить прямые закупки российского титана, однако Россия с международного рынка никуда не уйдет, поэтому заместить данные поставки будет не просто. Это приведет либо к росту цен, либо к добавлению в торговую схему перекупщика.