СМИ начали рассуждать о возможных российских ответах на потолок цен, но стратегической задачей РФ является сохранение экспортных объемов. Национальную политику необходимо выстраивать исходя из этого обстоятельства, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Третий день европейского эмбарго и предельных цен на поставки российской нефти морским путем обернулся для рынка разговорами об ответных действиях РФ.
Агентство Bloomberg вчера вечером сообщило, что Москва может ввести минимальные экспортные цены на нефть, а издание «Ведомости» рассказало о трех вариантах действий Москвы. Во-первых, полный запрет экспорта в страны, поддержавшие потолок, во-вторых, запрет на упоминание предельных цен в контрактах и, в-третьих, фиксированный дисконт между стоимостью марок нефти Brent и Urals.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подтвердил, что в настоящее время ведется активная работа над дальнейшими действиями по данному вопросу.
Оптимально неформальное решение
«У Москвы возник соблазн закрепить предупреждения о том, что РФ не будет продавать нефть тем странам, которые введут потолок цен. Только одно дело, когда такие заявления делают политики, а другое – практика», - заключает энергоэксперт Игорь Юшков.
Оформить все это в документ несложно, но любое ограничение можно обойти.

Нефть на Запад несложно продать через трейдеров вроде Trafugura, предельные цены в контрактах можно не обозначать, но реализовывать сырье дешевле 60 долларов, а проблема фиксированного дисконта Brent и Urals упирается в специфичность рынка.
«О запрете на соблюдение западного потолка цен говорили Путин, Новак и Набиуллина, но формальных полномочий запрещать компаниям вести такую политику у властей нет. В РФ не существует законов, которые бы регулировали вопрос», - резюмирует Юшков.
Необходимо сделать выбор: нужно ли РФ такое регулирование на уровне закона или нет.
«Существует опыт соглашения ОПЕК+. В нем мы участвуем с 2016 года, но до сих пор ни у одного органа государственной власти нет полномочий указывать нефтяным компаниям, сколько им нужно добывать», - констатирует Юшков.
Российские нефтедобытчики формально добровольно участвуют в данном соглашении.

«В РФ нет законов по соблюдению соглашения ОПЕК+. Возможно, и здесь было бы достаточно, если бы президент также встретился с главами компаний и сообщил им о нецелесообразности торговли по нефтяному потолку», - заключает Юшков.
Рационально было бы рассмотреть неформальный подход, тем более Москва постоянно критикует Запад за то, что тот влезает в рынок с нормативными актами, однако дискуссия приняла политический оборот, поэтому рамочный закон наверняка появится.
России нужно сохранить экспортные объемы
«Можно запретить нефтяным компаниям привязывать ценообразование к потолку цен в контрактах. Такая формулировка снимет вопросы по ситуации, когда стоимость экспорта будет укладываться в западные предельные цены», - резюмирует Юшков.
Данная мера будет безболезненна для Москвы, поэтому ее можно применить на практике.
«РФ заявляла открытым текстом, что не будет продавать нефть в те страны, которые присоединятся к потолку цен. Здесь есть тонкие моменты – страны G7 и так ввели эмбарго на импорт из РФ, но, например, Канада, никогда не покупала российское сырье, зато есть Япония, которая ввела исключения для сахалинских проектов», - констатирует Юшков.
Объемы нефтяного экспорта в Японию можно без проблем пристроить на азиатском рынке.

«Если Москва хочет подтвердить риторику демонстративными действиями, то можно использовать японский сюжет, но массово вмешиваться в рыночное ценообразование нецелесообразно, потому что это путь к сокращению экспорта. Целью нефтяной политики РФ всегда было сохранение объемов продаж», - заключает Юшков.
Необходимо выбрать компромиссный и наиболее выгодный для России сценарий.