Восстановление прямого авиасообщения с РФ необходимо грузинской экономике. Однако данный вопрос токсичен для официального Тбилиси, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» политолог, специалист по Южному Кавказу Андрей Арешев.

Грузии нужны прямые рейсы в Россию
Бывший директор Georgian Airways (грузинские авиалинии) Роман Бокерия заявил, что возобновление прямого авиасообщения между Россией и Грузией, которое было прервано в 2019 году, необходимо грузинской экономике.
Отношения Москвы и Тбилиси являются сложным сюжетом: грузинское националистическое руководство было одним из инициаторов развала СССР, а в годы независимости Тбилиси встал на антироссийские рельсы, что привело конфликту 2008 года, но, несмотря на это, страны культурно и экономически продолжает многое связывать.
Грузия завязана на российскую экономику как в сфере туризма, так и в финансовом плане. Капиталу из РФ принадлежат многие объекты в этой стране, ряд отечественных компаний передислоцировались в Тбилиси после февраля 2022 года.
Национальный банк Грузии сообщил, что объем переводов денежных средств из РФ перевалил за 2 млрд долларов в 2022 году, что в 5 раз больше прошлогодних показателей. Второе место в списке занимает Италия, оттуда на грузинский рынок пришел 431,6 млн долларов.

Грузия за 20 лет превратилась из цветущей республики СССР в сельскохозяйственную страну, которая живет за счет российских туристов и переводов.
В такой ситуации для Тбилиси действительно есть смысл в восстановлении отношений с финансовым донором, но далеко не все в Грузии происходит рационально.
Грузия пытается действовать прагматично
«Отношения России и Грузии в последние несколько месяцев характеризуются прагматичным подходом Тбилиси, обусловленным последствиями разрыва отношений Москвы и Брюсселя, грузины сделали из этого выводы», - заключает политолог, специалист по Южному Кавказу Андрей Арешев.
Санкционная война не идет никому на пользу, что особенно актуально для такого слабого в экономическом отношении игрока как Грузия.
«Правительство партии "Грузинская мечта" придерживается прагматичной позиции и исходит из национальных интересов, стараясь не дать вовлечь себя в антироссийскую истерию», - констатирует Арешев.
Данная линия находится под постоянным давлением: президент Грузии Саломе Зарубишвили выступила против возобновления перелетов, но исполнительная власть в Тбилиси сегодня сосредоточена в основном в руках правительства.

Грузинский кабинет министров возглавляет Ираклий Гарибашвили, старающийся не совершать откровенно вредных для страны шагов против России.
«Тема восстановления авиаперелетов неоднократно торпедировалась антироссийски настроенными силами в Тбилиси. Посмотрим, удастся ли здесь достигнуть успеха, но это было бы в интересах самой Грузии», - резюмирует Арешев.
Москва также не против наладить отношения с Тбилиси, пусть и прямого дипломатического общения у государств после 2008 года нет. Москва не включала Тбилиси в контрсанкционные списки, а российский ЦБ несколько дней назад начал определять курс рубля к грузинскому лари. Данный шаг носит явно доброжелательный характер.
«Деньги – это сложный вопрос: основная часть российского торгово-экономического оборота даже с Белоруссией озвучивается в долларах, какие-то подвижки по этой теме возможны, но здесь много проблем», - заключает Арешев.
Другим базовым вопросом российско-грузинских отношений остается безопасность.

«В 2022 году женевский переговорный формат работал, но не в таком объеме как бы хотелось, но само по себе хорошо, что сохранены площадки по конструктивному обсуждению ситуации в Закавказье», - констатирует Арешев.
Многое зависит от украинского кризиса: если ситуация будет затягиваться, то не исключено, что грузинские русофобы из Национального движения Михаила Саакашвили усилят позиции и получат аргументацию для давления на правительство.
Тбилиси не против улучшить отношения с Москвой, но не имеет для этого возможностей, многое здесь упирается в конъюнктуру.