Эксперимент по внедрению системы, позволяющей бороться с нелегальной и просроченной продукцией, принесет пользу как предпринимателям, так и покупателям. Об этом в беседе с ФБА «Экономика сегодня» рассказал фуд-техэксперт Виталий Шмальц.

По мнению специалиста, маркировка продуктов питания является очень полезной инициативой, потому что все равно помимо скоропортящейся или продукции с истекшим сроком годности существует еще и фальсификат. И если будет система, которая позволит поставщику или, например, на кассе контролировать его, это обезопасит покупателей, у которых появится возможность отслеживать наличие отметки, что это не фальсификация.
Маловероятно, что новшество приведет к какому-то сильному удорожанию. Если посмотреть на стоимость размещения этого QR-кода, то она, как правило, невелика.
«IT-система маркировки продуктов была разработана еще в досанкционные времена и адаптирована для всего рынка. Поэтому если удорожание и будет, то весьма незначительным . К примеру, один известный маркетплейс кодируют каждый поступивший товар, но это практически не влияет на его стоимость», - отметил Шмальц, добавив, что проблема продажи просроченной продукции очень актуальна для российского ретейла.
Физически не все возможно убрать руками с прилавков, хотя процесс автоматизируется, ритейлеры налаживают выявление просрочки по системе. Но все равно постоянно что-то происходит, и конечно же система маркировки, когда касса не дает пробить испорченный товар, является отличным решением проблемы. Это такой дополнительный контроль, который попутно защитит ретейлера от каких-либо придирок проверок - просрочка на полке стоит, но купить ее невозможно, даже если не успели убрать, поэтому она безопасна с точки зрения и покупателя, и сети, и проверяющих органов. Кроме того, уверен эксперт, такая система исключает коррупционную составляющую.
«Что касается проверки дополнительных характеристик товара при помощи маркировки, мы, например, в рамках своего проекта для товаров, которые производятся по лицензиям правообладателей с использованием героев мультфильмов, разработали QR-коды, позволяющие отследить настоящий ли это товар или контрафактный. То есть тот же “Честный знак” только в лицензионной продукции», - подчеркнул основатель «Licensium.online» Виталий Шмальц.
Трудно сказать, станет автоматизированный запрет на продажу просрочки обязательным, но с точки зрения полезности это очень хорошая вещь - она защищает и бизнес, и потребителя, и облегчает работу, считает Шмальц.
Напомним, что основная задача эксперимента заключается в обкатке механизма, позволяющего обмениваться сведениями о маркированной продукции между предприятиями торговли и информационной системой мониторинга за оборотом товаров, которые подлежащих обязательной маркировке.
В случае успешных результатов эксперимента, уже в ближайшей перспективе приобретение нелегальных и просроченных товаров будет блокироваться кассовыми аппаратами, на которые установят соответствующее программное обеспечение.
Эксперимент проходит на добровольной основе и продлится до 1 августа 2023 года.