Россия усиливает сотрудничество с ОАЭ и активно использует эмиратскую валюту. Статус ближневосточной Швейцарии позволил Москве проводить через Дубай и Абу-Даби многие сделки, включая поставки нефти в Индию, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» экономист Дмитрий Адамидов.

Российский капитал приходит в Дубай
Российский ретейлер «ВкусВилл» начал продажи в Дубае (ОАЭ), сообщает агентство Reuters.
Компания собирается работать через приложение YallaMarket, а поводом для такой деятельности стало большое количество россиян, которые проживают в этом эмирате. Ранее «ВкусВилл» работал в Нидерландах, но компания закрыла там свою деятельность.
Внимание компании к ОАЭ неудивительно: в 2022 году торгово-экономический оборот РФ и этой страны достиг 9 млрд долларов, а эмиратский дирхам активно применяется в качестве средства оплаты при продажах российской нефти в Индию.
Конкретно Дубай остается у россиян популярным туристическим курортом, причем многие из них приобрели там себе недвижимость.

Россия активно сотрудничает с ОАЭ в рамках сделки ОПЕК+, где Абу-Даби является вторым после саудитов арабским игроком в соглашении, и рассчитывает на углубление двухсторонних связей, в том числе и в плане инвестиций в российскую экономику.
Однако главная функция ОАЭ для РФ – это торгово-финансовый хаб. Через Абу-Даби и Дубай российские компании ведут торговлю с внешним миром, в том числе и с недружественными странами.
ОАЭ стали ближневосточной Швейцарией
«Эмираты превратились в ближневосточную Швейцарию и ведут разумную политику. ОАЭ, в отличие от Саудовской Аравии, не увлекаются ваххабизмом и держат нормальные отношения со всеми ведущими мировыми игроками – Индией, Китаем и США», - заключает экономист Дмитрий Адамидов.
Огромные прибыли, полученные с продажи нефти, позволили ОАЭ стать важным игроком на финансовом рынке.

«Дирхам ОАЭ в африканских странах, особенно в восточной части континента, популярней юаня. Еще одним положительным качеством эмиратской валюты является то, что ее курс привязан к доллару», - констатирует Адамидов.
Такое качество дирхама позволило РФ согласовать внедолларовые сделки с Индией, которая ориентирована на расчеты в американской валюте.
«Израильский шекель также напрямую привязан к доллару, но далеко не все страны мира готовы с ним работать, в отличие от дирхама ОАЭ, который можно использовать в качестве инвестиционного инструмента», - резюмирует Адамидов.
ОАЭ вполне могут повторить путь Швейцарии, которая стала мировым финансовым центром из-за того, что со времен наполеоновских войн старалась поддерживать дружеские отношения со всеми партнерами, но в последние годы ситуация в конфедерации изменилась.
Берн присоединился к антироссийским санкциям, принял требования США по банковской отчетности и превратил Швейцарию в типовую западную страну. Теперь место Швейцарии вакантно, и его могут занять другие страны мира, в том числе Эмираты.

«Только существует и обратная сторона медали: привязка дирхама к доллару означает его зависимость от США. Если ОАЭ смогут обойти этот момент, то тогда действительно станут международным финансовым центром», - заключает Адамидов.
Вторичные санкции США не помеха
Плотные отношения США и ОАЭ создают угрозу вторичных санкций для российских финансовых и экономических операций в этой стране.
Европейские и американский санкции на сегодняшний день почти исчерпаны – под рестрикции не попали только частные случаи, а также поставки на западный рынок атомного топлива, газа, алмазов и еще нескольких категорий товаров.
Нет сомнений, что США и Евросоюз в ближайшее время переключатся с введения санкций на их более тщательный контроль и давление на третьи страны.
«США могут что угодно придумать, здесь трудно делать прогнозы, но пока предпосылок к такому сценарию нет, а в остальном у ОАЭ существуют лучшие позиции для того, чтобы их валюта получила статус региональной», - констатирует Адамидов.

Дирхам ОАЭ и эмиратский финансовый рынок не смогут стать панацеей от западных санкций, однако это направление необходимо использовать.
Многие страны мира готовы сохранить сотрудничество с Россией через дубайский хаб.