Отказ от российских энергоресурсов приведет к быстрому проигрышу ЕС в противостоянии с ведущими развивающимися странами. Европейцы ничего не смогут противопоставить Китаю, Индии и Бразилии, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредитов РАНХиГС Юрий Юденков.

Европейцам придется жить без поставок из РФ
Глава Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль сделал заявление в стенах Европарламента.
Бироль полагает, что страны ЕС должны быть готовыми к тому, что у них больше не будет дешевого газа, а энергетические издержки возрастут на порядок по сравнению с главными экономическими конкурентами.
Если перевести это заявление с дипломатического языка на обыкновенный, то Бироль говорит европейцам, что они должны забыть про российские уголь, нефть и газ и искать в мире других поставщиков, а также активно развивать «зеленую» энергетику.
Позиция Бироля основана на политических предпосылках: технически европейцы в любой момент могут отказаться от антироссийских санкций и эмбарго и договориться с Москвой, но западный истеблишмент требует от них этого не делать в силу ценностных причин.
Европейцы должны смириться с тем, что их экономика потеряет конкурентоспособность, многие предприятия закроются и перенесут свои мощности в США и страны юго-восточной Азии, а коммунальные тарифы останутся на современных уровнях.

Такой сценарий означает приговор для европейской экономики, однако брюссельское руководство полностью поддерживает риторику Бироля.
Развивающиеся страны скоро опередят Европу
«В современных экономиках Франции, Германии, а также вышедшей из объединения Великобритании порядка 70% от ВВП составляют услуги, поэтому интеллектуальные ресурсы и информационный потенциал позволят им сохранить конкурентоспособность», - заключает экономист Юрий Юденков.
Однако структура европейской экономики изменится: страны ЕС не смогут выпускать многие товары и начнут проигрывать в производственном отношении.
«Тяжелая и химическая промышленность сегодня по большей части уже ушла из Европы или переведена в третьи страны. Хорошо растут Индия и Бразилия, Россия также активно прибавляет, а не только один Китай. В целом здесь главенствует следующий принцип: не Евросоюз теряет конкурентоспособность, а его постепенно вытесняют с мировых рынков новые промышленные державы», - резюмирует Юденков.
Европа из мирового промышленного лидера превращается в захолустье, которое в скором будущем не сможет соперничать как с США и Китаем, так и с РФ, Индией и другими странами, которые сделали ставку на производство.

Европейские издержки с каждым месяцем растут, а больше всего ситуация бьет по Германии, чье экономическое развитие в течение 40 лет базировалось на дешевых российских энергоресурсах. Инфляция в ФРГ разогналась до невиданных со времен холодной войны величин, и этот процесс, в конечном счете, губит всю Европу.
Германия остается мотором европейской экономики, и если там ситуация действительно станет трагической, то это приведет к деградации всего объединения.
«Европа проиграет свое место конкурентам, но не только потому, что ее промышленность станет дорогой, а из-за того, что развивающиеся страны постепенно вытесняют европейцев с мировых рынков. Собственный потенциал Евросоюза не сопоставим с Индией, Китаем и США. Если бы у европейцев остались дешевые российские нефть и газ, то они бы просто медленней теряли свои позиции», - констатирует Юденков.
В нулевые годы не просто так шли переговоры между политиками ведущих стран ЕС и российским руководством о создании единого экономического пространства, где бы главным принципом сотрудничества стал бы обмен европейских технологий на российские ресурсы. Такой геополитический проект не был реализован под давлением США, а вместо него Европе был навязан переход на так называемые зеленые технологии.

«”Зеленая” тема была изначально направлена на вытеснение конкурентов. Этот проект вводил завышенные стандарты, которые должны были стать основанием для дискриминации в отношении третьих стран. Такая позиция была у Брюсселя до украинских событий, но на сегодняшний день это является мифом и лозунгом типа коммунизма в советское время», - заключает Юденков.
Быстрый переход на новый технологический уклад больше не имеет перспективы для Евросоюза. В условиях, когда все свободные деньги уходят на компенсацию потерь от выпавших российских поставок, европейцы вынуждены думать о насущных проблемах.