Администрация президента США Джо Байдена в ситуации с экономическим кризисом рассчитала все правильно, но только если бы эти события происходили 20 лет назад. В современном мире их «формула успеха» не сработала, рассказал профессор кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского университета, доктор экономических наук Станислав Ткаченко в эфире Медиагруппы «Патриот».

В Соединенных Штатах разворачивается самый серьезный банковский кризис с 2008 года: уже три крупных банка объявили о банкротстве, акции других на бирже резко падают, а выступление американского президента о сложившейся ситуации заняло всего пять минут, после чего он спасся бегством от журналистов. Экономист Станислав Ткаченко считает главной причиной то, что текущая администрация США, принимая экономические решения, не учла реалии 2023 года.
«Им (демократам. — Прим. ред.) очень важно подойти к выборам в следующем, 2024 году в хорошей форме. Есть такая типично американская формула, что для этого нужно делать. Необходимо иметь низкую инфляцию и высокий уровень занятости, то есть низкий уровень безработицы. И, в общем, Байден и его администрация делали все правильно. Они накачивали экономику деньгами, создавали условия для появления новых рабочих мест. Но в какой-то момент поняли, что накачка все-таки приводит к инфляции. И здесь начинаются проблемы», — констатировал эксперт.

За последние 13 месяцев Федеральная резервная система США подняла ставку на 4,5% — это рекордные темпы. Обычно, как пояснил экономист, в результате происходит экономический кризис, какие-то банки становятся банкротами, однако инфляция остается низкой, а безработица не успевает среагировать на этот шок.
«Я думаю, что администрация Байдена рассчитывала, что проскочит, потому что сочетание низкой инфляции и высокой занятости будет для нее формулой успеха. Но здесь начинают действовать факторы совсем другого рода», — отметил Ткаченко.

В США еще с 2009 года проводилась либеральная унитарная политика, а в период коронавирусной пандемии «вожжи» контроля за денежной массой и вовсе ослабли. Большой объем «горячих» денег может существовать только в условиях низкой процентной ставки, а когда она повышается, начинает «рваться там, где тонко» — основной удар приходится на компании «виртуальных денег», финансового капитала, которые стоят за Байденом. Получилось, что президент США сам нанес удар по тем, кто его поддерживал.
«Я думаю, что администрация Байдена рассчитала все правильно, как если бы мы были в 2000 году. Но мы живем в 2023 году, и в этих условиях такие эксперименты с процентной ставкой, с предложением денег, довольно безответственной бюджетной политикой, с огромным бюджетом и государственным долгом приводят к тому, что где тонко, там рвется, а рвется как раз в секторе новейших технологий», — резюмировал Ткаченко.
Все три обанкротившихся на текущий момент банка в США — Silicon Valley Bank, Silvergate Bank и Signature — занимались высокорисковыми вложениями в стартапы и сферу IT. Подобные инвестиции схожи по принципу с «русской рулеткой», и американская экономика в ней проиграла.