Если бы Норвегия заказала теракты на «Северных потоках», у России бы появилось право сделать такое, что Осло стало бы «очень несмешно». Таким мнением поделился политолог, профессор СПбГУ, главный научный сотрудник Института Европы РАН, президент Ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич в эфире Медиагруппы «Патриот».

Древняя мудрость актуальна в XXI веке
В истории с терактами на «Северных потоках» нужно обратиться к мудрости, которую вывели еще в греко-римский период, считает Межевич — она звучит как «ищи, кому выгодно».
«Кому выгодно было разрушить эти потоки? Германской экономике — все-таки нет. Российской экономике — категорически нет. Германским политикам — тут уже такого очевидного ответа дать нельзя, если германские политики работают не на свой национальный суверенитет, а на американский, значит, они могли принимать в этом процессе участие. Какое участие? Прямое или косвенное? Вероятнее всего косвенное», — предположил эксперт.
Он пояснил, что в действиях подобного рода всегда есть цепочка посредников, которая связывает заказчика и исполнителя. Исполнителем может быть кто угодно, и Межевич не исключает участия норвежских специалистов — он опирается на тот факт, что Норвегия развила одну из лучших водолазных школ в мире, которая связана именно с инженерным обслуживанием сложных энергетических объектов. При этом заказчиком теракта Осло, скорее всего, не является, убежден политолог.
«Если Норвегия начнет подобные вещи делать как заказчик, а не как исполнитель — подчеркиваю, водолазы могли быть и норвежские, — то дальше могут возникнуть вопросы. Дело в том, что система нефте- и газопроводов в Северном море, фактически начинающаяся от российско-норвежской границы, крайне уязвима, и там можно устроить такой полигон, с такими фейерверками, что норвежцам будет очень несмешно», — констатировал Межевич.

Многообразие версий выгодно только США
Главным бенефициаром терактов выступили не норвежцы, а американцы и их компании, поскольку именно они сегодня поставляют оставшейся без российского газа Европе свое сырье. Поэтому на вопрос «кому выгодно?» ответ однозначный: тем, кто полностью не зависит от газа, а это США и Великобритания.
Тем не менее Госдеп старается максимально дистанцироваться от обвинений в теракте, и Межевич объяснил, почему.
«Потому что иначе сказать нельзя. Все-таки, видимо, какие-то процессы, не до конца видные нам, идут, и, возможно, даже какие-то страны — участники НАТО, ЕС задаются вопросом: ну хорошо, если мы категорически победим, если мы перед мавзолеем поставим наши флаги, тогда понятно, а если нет? Как мы будем выходить на уровень ну хоть прагматичного сотрудничества с русскими? Или не будем? Если будем, то как? А если не будем, то, может быть, все-таки проще сдать инициатора этого теракта? Если не напрямую, то хотя бы косвенно», — рассказал политолог.
По мнению эксперта, многообразие версий, которые сейчас выдвигаются в отношении терактов на «Северных потоках», — хороший способ «утопить истину», поэтому они выгодны США.
Однако даже если рядом со взорванными газопроводами будут найдены доказательства причастности Штатов — «хоть партбилет Демократической партии», по выражению Межевича, — для России это не будет иметь значения, поскольку главное уже понятно: любой инфраструктурный объект может быть атакован, и в международных отношениях нет больше никаких ни правил, ни норм.