Решение американской Cargill об остановке экспорта российского зерна создаст некие проблемы лишь на очень короткий срок – ушедшую с рынка компанию очень быстро заменят другие сельскохозяйственные трейдеры, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» профессор Леонид Холод.

Американцы уходят с российского рынка зерна
«Cargill является одной из крупнейших в мире компаний на сельскохозяйственном рынке. Как Россия будет реагировать на это решение? Москва расценит такие действия, как не совсем партнерское отношение, и запомнит на будущее», - полагает профессор, доктор экономических наук Леонид Холод.
По его мнению, серьезный конфликт маловероятен, поскольку он никому не выгоден. Американская компания по политическим причинам сворачивает часть бизнеса в России, а Москва не пойдет на принцип, дабы не создавать дополнительных проблем зерновому экспорту.
«Cargill руководствуется обычной бизнес-логикой: хочет – работает, не хочет – не работает. Компания приняла самостоятельное решение, которое было чем-то обосновано. Если процесс обойдется без грубостей, то развод РФ и американского трейдера пройдет мирно и не станет причиной новых трудностей», - констатирует Холод.
ООО «Каргилл» (российская «дочка» Cargill) отправило письмо в Минсельхоз РФ, в котором сообщило о том, что выполнит все обязательства по экспорту российского зерна по сделкам на 2022-2023 годы, но прекратит работу в следующем сельскохозяйственном сезоне.

Американцы пока не планируют закрывать свою «дочку» в РФ или пересматривать другие направления деятельности, хотя первый шаг в этом направлении сделан и он совпадает с общим трендом на уход из страны западного бизнеса.
У Cargill сильные позиции в России
Cargill была основана в 1865 году Уильямом Уоллесом Каргиллом и с самого начала занималась торговлей зерном. Компания является одним из крупнейших в мире сельскохозяйственных трейдеров с товарным оборотом свыше 130 млрд долларов в год. Основная специализация – зерно и маслосемена.
Бизнес остается семейным, штаб-квартира Cargil находится не в Нью-Йорке или Вашингтоне, а в штате Миннесота, поэтому это решение принято не по идеологическим причинам, а вследствие давления со стороны американских властей.
«Cargill имеет большое влияние как на мировом, так и на российском рынках зерна, где она контролирует 4% экспорта, что немало. Поэтому трения, если возникнут, могут создать определенные проблемы», - заключает Холод.
В РФ компания работает с 1991 года и не намерена полностью прекращать сотрудничество.

Cargill принадлежат элеваторы в Краснодарском крае и Воронежской области, а также речной порт в Ростове-на-Дону. С 2014 года под контроль американцев перешла компания «Провими» - она производит корма для животных и поставляет их российским потребителям.
Американцы не смогут уйти без потерь с российского рынка в свете введенных ограничений на вывод капиталов, поэтому Cargill планирует сократить масштабы бизнеса в стране и ждать улучшения конъюнктуры.
Российский экспорт не пострадает
Минсельхоз периодически распределяет квоты на экспорт зерна, причем ООО «Каргилл» стабильно входит в десятку экспортеров. Зерно из России экспортируют примерно 200 компаний, где американцы одни из многих.
Каковы же последствия демарша Cargill?
«Россия будет вынуждена переформатировать часть экспорта - с такими торговцами, как Cargill, связано фондирование сделок и разные посреднические схемы. Не стоит забывать, что на рынке есть и другие крупные игроки, которые с большим удовольствием придут на освободившееся место. У торговцев политика-политикой, а прибыль превыше всего, поэтому уход такого конкурента с радостью воспримут остальные игроки», - резюмирует Холод.

Российское зерно остается крайне востребованным в мире: рынок является узким, большинство стран потребляют практически все свое производство и не продают его на экспорт, поэтому любые товарные объемы на вес золота, особенно для государств, уязвимых с точки зрения продовольственной безопасности.
Спрос на продукцию из РФ обязательно сохранится, но ход зерновой сделки показывает, что и трудности не заставят себя ждать.