Заморозка российских золотовалютных резервов стала проблемой для западных экономик. Любое изъятие этих активов принесет для США и ЕС больше проблем, чем прибыли, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» политолог Владимир Оленченко.

Министр Швеции по европейским вопросам Джессика Росвалль сообщила, что специально созданная в Брюсселе группа уже разрабатывает пути для использования замороженных активов РФ в целях восстановления Украины.
Заявление Россваль связано с тем, что Стокгольм начал председательствовать в Евросоюзе. Кроме резервов она также рассказала о важности отказа от российских энергоресурсов, проблеме усиления безопасности и создании трибунала по украинским делам.
Европейцы уже полгода рассуждают о задействовании российских резервов, но столкнулись с двумя проблемами. Во-первых, США и ЕС знают о местонахождении менее 20% активов из тех 315 млрд долларов, которые были заморожены на Западе после начала СВО, а во-вторых, попытка их использовать приведет к непредсказуемым последствиям.
Запад боится изъятия российских денег
«Западные страны прекрасно понимают, что попытки конфискации золотовалютных резервов РФ сразу обернутся для них бумерангом. Такой шаг сильно подорвет доверие к властям ЕС и США, ударит по международным инвестициям в их экономики и создаст проблемы в отношениях с незападными государствами», — заключает старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.

Арест российских резервов состоялся 14 месяцев назад, но Брюссель и Вашингтон так толком и не придумали, что с ними делать. Формально активы заблокированы до конца украинского кризиса, после чего должны быть возвращены под контроль Москвы.
«Украинские события продолжаются, а Евросоюз и США пытаются поддерживать накал страстей вокруг них, тема превратилась в информационный рычаг, который США и ЕС постоянно используют», — резюмирует Оленченко.
Брюссель и Вашингтон не обладают реальными сценариями безболезненного использования российских активов. Юристы Еврокомиссии пришли к выводу, что у ЕС нет правовых оснований изымать российские деньги, которые после окончания СВО должны быть возвращены Москве. Аналогичным образом рассуждают американские юристы – конфискация приведет к нарушению финансового законодательства и Конституции страны.
Российские деньги только заморожены
«Киевские власти постоянно просят с западников российские деньги и апеллируют к тому, что на Украине сложился значительный бюджетный дефицит, причем по разным причинам, в том числе и из-за коррупции. США и Евросоюз не собираются увеличивать затраты на украинском направлении, любые новые трансферты даются им с трудом, поэтому они ищут способы по купированию данного процесса», — констатирует Оленченко.

Разговоры об изъятии российских активов являются одним из инструментов такой политики. Запад обещает Киеву отобрать деньги у России и использовать их на украинские нужды, но в действительности все здесь ограничивается риторикой.
«Пока никто в ЕС и США не говорит, что золотовалютные резервы РФ отчуждены, они только заморожены. Для того чтобы эти деньги изъять, надо их для начала разморозить, что сразу создаст проблемы», — заключает Оленченко.
Западные государства не знают, как поступать с вопросом недополученной прибыли, на которую Россия претендует из-за заморозки резервов.
«Любая операция с активами сразу приведет к обоснованному иску Москвы по недополученной прибыли. В целом этот вопрос опасен для ЕС и США, которые продолжают его будоражить в политических целях», — резюмирует Оленченко.

США и ЕС примут решение по изъятию российских активов, но что делать с ними дальше? Цифра в 315 млрд долларов красиво смотрится в санкционных законах, но в реальности найдутся активы на меньшую сумму и в виде ценных бумаг западных центробанков.
Далее эти облигации либо продадут — но для этого надо найти покупателя, — либо под них ЕЦБ напечатает евро с сомнительной обеспеченностью. Такой шаг однозначно сыграет в пользу инфляции, на что брюссельские власти идти не готовы.