РФ сегодня производит и экспортирует нефть значительно меньше лимитов ОПЕК+. Реальную ситуацию с добычей прояснит новый отчет этой платформы, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» энергоэксперт Сергей Пикин.

Россия активно продает нефть
Международное энергетическое агентство (МЭА) заявило, что Россия в апреле не снизила добычу нефти на заявленные 500 тысяч баррелей.
Организация утверждает, что Москва экспортировала 8,3 млн баррелей в сутки при среднем уровне поставок в 2022 году в 7,7 млн баррелей и 7,5 млн баррелей в 2021 году. Отечественные доходы за прошедший месяц в МЭА оценили в 15 млрд долларов.
Россия не имеет проблем с поиском покупателей на нефть и нефтепродукты, а рост поставок МЭА связывает с желанием Москвы компенсировать утраченный доход.
Доводы МЭА носят голословный характер и основаны на домыслах. Во-первых, агентство является прозападной организацией, во-вторых, европейское эмбарго привело к уменьшению переработки и увеличению экспорта сырья, а в-третьих, статистика закрыта Москвой, поэтому любые предположения невозможно проверить.

«Российские сведения действительно закрыты, поэтому сложно судить о том, что происходит с добычей. Аргументы МЭА могут подтвердить или опровергнуть только участники ОПЕК+», — заключает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Партнеры по соглашению к России претензий не имеют и не поднимают этот вопрос.
«Страны ОПЕК+ обмениваются между собой аналитикой и информацией, в том числе и закрытыми данными, чтобы проверить исполнение соглашений, поэтому они в курсе того, что творится в России. Сторонний наблюдатель сможет оценить ситуацию только после того, как будет опубликован новый отчет от этой площадки», — резюмирует Пикин.
Добыча не сильно просела
Москва не имеет проблем с экспортом, но не показывает, как у нее обстоят дела.

«Россия при любом раскладе отстает от квоты, которая прописана в рамках ОПЕК+. Москва взяла на себя повышенные обязательства по сокращению добычи в связи с двумя европейскими эмбарго. Для рынка актуальный уровень нефтяного производства в России не является критичным вопросом, а в остальном Москва сумела поменять в своем экспорте европейский рынок на азиатское направление», — констатирует Пикин.
Экспортная статистика подтверждает смену направлений нефтяного сбыта, теперь главная проблема Москвы заключается в скидке.
«Россия почти не потеряла в экспортных объемах и направляет основные усилия на снижение дисконта, чтобы поступления в федеральный бюджет пришли в норму и начали снова увеличиваться», — заключает Пикин.
Запад не смог обвалить российское производство нефти и создать неприемлемые проблемы для отечественных производителей.
«Проблем с добычей в России нет: если посмотреть статистику за последние десять лет, то были периоды, когда она была намного меньше. Производство черного золота в стране выросло за счет внедрения технологий и освоения месторождений, поэтому мы находимся не на производственном дне, а на верхнем плато», — резюмирует Пикин.

Ситуация выправляется
Санкции сказались на российском нефтяном секторе, но не создали нерешаемых проблем с производством черного золота.
Основные трудности связаны с инфраструктурой — поставки российского сырья через нефтепровод «Дружба» в Польшу и Германию прекращены, морские поставки в ЕС перекрыты, а основной экспорт Urals продолжает идти через ориентированные на европейские страны нефтеналивные терминалы Балтийского и Черного морей.
Существует также проблема с судами, которую Москва постепенно решает за счет танкеров-призраков — так западные СМИ прозвали новый российский нефтяной флот.
«Россия в принципе продает на экспорт все объемы нефти, которые у нее есть. Зафиксированы улучшения и по дисконту: за последние месяцы скидка на российское сырье уменьшилась в полтора раза», — констатирует Пикин.
Западные страны даже смирились с тем, что Россия экспортирует черное золото дороже потолка цен G7, поскольку существенно повлиять на ситуацию они не могут.

«Добыча нефти в РФ находится на плато в районе 10 млн баррелей в сутки. Дальнейшие события зависят от того, какие объемы готов освоить как внешний, так и внутренний рынок, и от развития новых месторождений. Перспективные проекты обладают сложной природой, содержат вязкую нефть и обладают другими технологическими ограничениями. В целом текущий уровень добычи для нас оптимален», — заключает Пикин.
Российский нефтяной сектор постепенно адаптируется к новым рыночным условиям, и проблем здесь значительно меньше, чем по газу, экспорт которого намного сильнее зависит от трубопроводов и европейского рынка.