Риск глобальной рецессии постоянно растет. Если американцы не справятся с проблемами госдолга и инфляции, то трудности перекинутся на остальной мир, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» экономист Никита Масленников.

Мир находится на пороге кризиса
Американский инвестор Джим Роджерс утверждает, что глобальная экономика скоро столкнется с новым мировым кризисом, который окажется хуже событий 2008 года, когда после краха Lehman Brothers на планете разразилась «Великая рецессия».
Главной проблемой является рост государственного долга, ситуация с ним значительно хуже, чем в 2008 году, отметил эксперт в интервью РИА Новости. Большой объем заимствований присутствует не только у США, но и у Японии, государств еврозоны и даже Китая.
Кризис запустит американская экономика, но Белый дом обвинит в этом другие страны.
«Общая ситуация в мировой экономике действительно нервозная, безотносительно высказываний Роджерса. С одной стороны, прогнозы “теплеют”, мы увидели повышение цифр в докладах ООН и Еврокомиссии, а с другой — настроения участников рынка ухудшаются», — заключает ведущий эксперт Центра политических технологий, кандидат экономических наук Никита Масленников.

Ежемесячные опросы портфельных управляющих со стороны Merrill Lynch и Bank of America демонстрируют негативный тренд: в феврале 35% респондентов ставили на замедление глобального роста, в марте этот показатель увеличился до 51%, а в апреле уже до 63%.
«Настроения на американском и мировом рынках ухудшаются, причем глобальный долг сам по себе в 2022 году сократился на 2–3% вследствие высокой инфляции. В 2020 году он находился на уровне в 99,6% от мирового ВВП, а после пандемии и последующих событий существенно вырос и вернется на уровень начала десятилетия не ранее, чем в 2027 году», — констатирует Масленников.
Долги растут
Существенной проблемой также является структура глобального долга: половина стран с низкими доходами находится сегодня в преддефолтном состоянии. Если на этом направлении случится эффект домино, последствия зацепят и ведущие страны.
«Западные страны добились успеха в снижении инфляции: в США рост цен находится сегодня на уровне в 4,9%, а в еврозоне — 7%. Но главный вопрос в том, что делать дальше? Как уводить ниже инфляционные показатели?» — резюмирует Масленников.
ФРС и ЕЦБ ставят целью западной финансовой политики достижение показателя инфляции в 2%, но до 2025 года они этого точно не добьются. Даже текущие высокие процентные ставки не смогут победить рост цен и сократить его до минимумов.

«Перспективы выхода западных экономик из инфляции выглядят не очень, одновременно с этим сужается бюджетное пространство. Ситуация с госдолгом США известна всем — финансовые власти должны купировать проблему, добившись компромисса в конгрессе, но их возможности оказывать стимулирующее воздействие на народное хозяйство за счет бюджетных рычагов сейчас ограничены», — заключает Масленников.
Рост ставки в США и Евросоюзе придавил деловую активность и усилил вероятность мягких рецессий в западных экономиках. Европейский и американский регуляторы больше не могут совершать эмиссию для решения социальных и экономических проблем.
События на Украине усиливают кризисные тенденции
«Проблемы в западных экономиках копятся, власти этих стран вынуждены увеличивать социальную поддержку и расходы на оборону в связи с Украиной. Никто не убирал задачу развития высоких технологий, включая “зеленое” направление, поэтому совокупность данных факторов показывает, что имеются большие шансы на замедление мировой экономики и падение ее в полномасштабный кризис», — констатирует Масленников.
Ключевыми параметрами остаются объемы государственного долга развитых стран и темпы снижения инфляции вместе со ставками центробанков.

«Главным риском стала негативная для деловой активности комбинация бюджетной и денежно-кредитной политики. Сохраняется риск соскальзывания в рецессию развитых стран, за которыми может последовать Китай», — резюмирует Масленников.
По России все это также ударит: на 6–12 месяцев в мире уменьшится спрос на сырье и энергоресурсы, а вместе с этим упадут и нефтяные цены. Антироссийская политика Запада оборачивается невиданным с 1945 года глобальным кризисом.