Россия и Китай сначала перешли на расчеты в национальных валютах, а теперь начали ставить вопрос по платежным системам. Интеграция CIPS в финансовый сектор РФ усилит двустороннее сотрудничество, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» президент АНО «Центр исследований АТР» Сергей Санакоев.

Россия ставит на CIPS
Глава ВТБ Андрей Костин полагает, что российские банки надо подключить к системе международных банковских переводов CIPS, которая по своему функционалу является аналогом ушедшего из РФ в 2022 году SWIFT.
Поводом для такого решения финансист обозначил рост российско-китайских трансграничных переводов на 200%, причем это только в рамках структуры ВТБ.
Ситуация вынуждает Москву и Пекин изолировать свои транзакции от западной системы платежей. Бенефициаром этого процесса станут не только крупные игроки, но и малые и средние компании, чья доля в межгосударственных операциях постоянно растет.
CIPS является китайской государственной платформой, поэтому политические власти КНР способны принять такое решение. Бизнес Поднебесной пока прохладно смотрит на интеграцию российских структур в свои финансовые инструменты — хорошим примером является ситуация с платежной системой UnionPay, которая из-за санкций сократила участие на российском рынке, — а вот китайские власти сделали ставку на отношения с Москвой.

«РФ также обладает системой передачи финансовой информации. Более того, сегодня существует соответствующая российско-китайская структура, но пользователи считают наиболее простым в использовании китайский аналог», — констатирует президент АНО «Центр исследований АТР» Сергей Санакоев.
CIPS является аналогом SWIFT
Система CIPS (China Interbank Payments System) была запущена Китаем в эксплуатацию 8 октября 2015 года. Пекин тогда ставил задачу создать полную альтернативу SWIFT в плане передачи информации по международным банковским переводам.
В 2022 году на платформе CIPS было проведено операций на 14,03 млрд долларов, сегодня к ней подключены более 1300 финансовых организаций в 110 странах мира. Российские банки с помощью китайской платформы будут способны преодолеть западную блокаду.
«У Москвы и Пекина нет принципиальных расхождений, они понимают, что доминирование западных финансовых услуг создало ситуацию, когда от международных платежей могут быть отключены целые страны», — резюмирует Санакоев.

Кроме России с такой проблемой столкнулся Иран, который также является большим торгово-экономическим партнером Китая.
Пекин готов способствовать двусторонним расчетам, однако Москва ищет путь не только для сотрудничества с китайскими компаниями, но и для полного преодоления санкций. Здесь позиции двух стран могут различаться, потому что Китай не хочет провоцировать Запад. Тем не менее отношения РФ и Китая усиливаются, поэтому проблема будет разрешена.
Китай поможет России
«Россия с Китаем перейдут на независимую от Запада систему, которая будет комфортна деловым кругам обеих стран», — заключает Санакоев.
Торгово-экономический оборот РФ и Китая в 2022 году вырос на 29,3%, до 190,27 млрд долларов. В 2023 году он должен перекрыть рубеж в 200 млрд долларов, если не случится резкого падения нефтяных цен на мировом рынке.

Москва увеличила взаимодействие с экономикой КНР для того, чтобы справиться с санкциями и обеспечить импортозамещение, причем в ближайшие годы объемы продолжат расти, и для этого необходимы надежные финансовые платформы.
«Западные угрозы на этот процесс не повлияют, их ограничения несущественны для CIPS. Санкции у США получаются только потому, что в их руках были доллар и SWIFT. Сегодня мы понимаем, что все это предельно ненадежно», — констатирует Санакоев.
Пекин солидарен с Москвой в том, что необходимо защищать финансовые механизмы от внешнего воздействия, и обязательно поможет России в этом вопросе.
«Сначала Россия и Китай перешли на национальные валюты в двусторонней торговле — они сейчас обслуживают две трети оборота, а теперь переходят на независимые средства получения финансовой информации», — резюмирует Санакоев.

Решение по CIPS будет принято, а единственным вопросом является то, когда это произойдет.