Россия не введет запрет на экспорт бензина. Ситуация на розничном рынке стабильна, а Минэнерго просто просит игроков не разгонять оптовые цены, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» президент Независимого топливного союза Павел Баженов.

Минэнерго РФ дало сигнал топливному рынку РФ
Министр энергетики РФ Николай Шульгинов сообщил, что ведомство порекомендовало нефтепереработчикам нарастить предложение бензина и снизить объемы его экспорта. Запрет на внешние поставки власти не рассматривают, но возможны ограничения.
Ведомство находится в диалоге с компаниями и решает проблему путем переговоров.
«Такие заявления официальных лиц являются следствием роста оптовых цен на бензин в РФ. С начала СВО и с момента резких изменений на рынке, связанных с санкциями, подобного увеличения котировок, как сегодня, еще не было», - заключает президент Независимого топливного союза Павел Баженов.
Валовая маржа АЗС сохраняется на высоком уровне, поэтому проблемы с оптовыми ценами не отражаются на бензиновой рознице.

«Маржинальность розничного сектора пока еще приемлема, пусть и меньше, чем раньше. Тенденция говорит о том, что дополнительные меры воздействия в обозримой перспективе могут потребоваться, поэтому Минэнерго дает сигнал игрокам, что нельзя дальше разгонять оптовые цены», - резюмирует Баженов.
Ведомство продолжит мониторить и при необходимости предложит ограничить экспорт бензина и дизеля. ФАС поддерживает точку зрения Минэнерго, поэтому такой пакет мер в случае необходимости будет принят в сжатые сроки.
Полного запрета не произойдет
Любая проблема с топливом на внутреннем рынке сразу приводит к поиску параллелей с санкциями, но здесь прямой зависимости нет.
«Западные санкции на этот сюжет не влияют. Сегодня растет оптовая цена, а запрет на экспорт является одним из механизмов воздействия, причем экспортные потоки уже были перестроены. Бензин в РФ производится с небольшим профицитом в объеме по отношению к спросу, товарные цифры сопоставимы с потреблением», - констатирует Баженов.
Из-за этого любой рост экспорта критически влияет на ценовую ситуацию в стране.

«Рост экспорта приводит к увеличению оптовых цен на бирже. Минэнерго намекает на то, что котировки нельзя повышать и что необходимо сохранить уровень цен. Что касается запрета на экспорт бензина, то такое решение создаст проблему его дальнейшей оперативной отмены», - заключает Баженов.
Запрет способен создать ситуацию, когда производителям будет некуда девать бензин, и это будет мотивировать их снижать производство. Такой ситуации допускать нельзя, поэтому власти склоняются к ограниченному регулированию.
«Я бы не воспринимал эту риторику Минэнерго про запрет и ограничение экспорта в качестве готового решения, это один из вариантов дальнейшего развития событий по борьбе с ростом цен на бензин», - резюмирует Баженов.
Минэнерго отреагировало на вброс Reuters
Биржевая стоимость одной тонны бензина АИ-95 в мае достигла на российском рынке 61 тысячи рублей, но заявление Шульгинова было спровоцировано не этим трендом, а спорным утверждением информационного агентства Reuters.

Эксперты Reuters заявили, что Правительство РФ может ввести запрет на экспорт бензина для предотвращения дефицита топлива и роста цен из-за снижения демпфера.
Утверждение Reuters носит конъюнктурный характер: агентство говорит только о бензине, а не о дизельном топливе, которое вместе с мазутом являлось основой российской экспорта нефтепродуктов в ЕС. Почему-то трансформация рынка дизеля и ставка российских игроков на сохранение его экспорта не провоцируют ограничения в России.