Курс рубля по отношению к доллару не может определяться по мановению волшебной палочки. Он отражает общую эффективность российской экономики, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» экономист Михаил Беляев.

Онлайн-сервис Moneyman провел опрос, в рамках которого 62,5% респондентов заявили, что стоимость доллара не должна превышать 50 рублей. Современный курс российской валюты большинство жителей страны не устраивает.
Россия в 2020–2023 годах живет в условиях резкой курсовой волатильности, в 2022 году рубль гулял в диапазоне от 50 до 120 единиц за доллар.
Не забыли россияне и предыдущие события, включая резкое обесценение рубля в девяностые годы, деноминацию, дефолт 1998 года вместе с падением курса почти в четыре раза, его усиление в 2006–2008 годах и новое ослабление после мирового кризиса.
Последним таким эпизодом стали события конца 2014 года, когда рубль обвалился почти в два раза, с тех пор прошло уже девять лет, но продолжают находиться люди, которые надеются на то, что российская валюта снова вернется к рубежу в 30 единиц за доллар.

Экономика во главе всего
«Сегодня в России и западных странах плавающий валютный курс, а не фиксированный, как это было во время Бреттон-Вудской системы, или директивный, как при Советском Союзе, когда рубль являлся изолированной валютой», — заключает экономист, кандидат экономических наук Михаил Беляев.
Рубль при СССР формально обладал золотым содержанием, но оно нигде, кроме системы государственных займов, не применялось.
«Курс любой валюты формируется не по желанию, хотению и прочему в этом духе, а под влиянием общего состояния народного хозяйства. Главную роль здесь играет не ВВП, а качественные характеристики народного хозяйства — производительность труда, общая эффективность экономики, состояние бюджета и внешней торговли. Сегодня стоимость валюты складывается из этих обстоятельств», — резюмирует Беляев.
Курс валют отражает актуальное состояние дел в конкретных экономиках. В 2022 году рубль сначала просел до антирекордов, а затем вырос до неприемлемых для федерального бюджета показателей, подтвердив слабую эффективность антироссийских санкций.

Международная торговля формирует курсы
«При плавающих курсах и свободной экономике стоимость денег является результатом хозяйственных процессов, которые существуют как в мире, так и между конкретными странами. Именно это создает базовый рыночный курс», — констатирует Беляев.
Котировки могут конъюнктурно колебаться под воздействием информационных событий: такие процессы прослеживаются в рамках краткосрочной волатильности, но они не носят определяющего характера для валютного курса.
«Такая волатильность происходит в узком коридоре — от 10 до 15% — и в определенный срок. В начале мая доллар упал по отношению к рублю из-за того, что американская валюта отреагировала на дебаты в США по потолку госдолга, но в целом курс определяется объективными экономическими факторами. Мнение, что власти способны искусственно его определять, наивно», — заключает Беляев.
Курс формирует ход товарных потоков, он определяет котировки валют на бирже благодаря балансу между спросом и предложением.

Курс нельзя установить искусственно
«Можно привести исторический анекдот, когда Сталин попросил советских экономистов после Великой Отечественной войны посчитать курс рубля к доллару, чтобы рассчитаться за американскую помощь. Экономисты пыхтели-пыхтели, считали-считали и принесли главе государства результат в виде курса 1 к 14. Сталин взял красный карандаш и зачеркнул единицу, сказав, что “хватит с них и четырех”», — резюмирует Беляев.
Однако сегодня это невозможно, власти больше не определяют директивно курс рубля.
«По этой причине любые рассуждения о курсе в духе “мы бы хотели” не имеют смысла. Хотеть можно все что угодно, но стоимость денег является объективным результатом экономических отношений. Да и вообще непонятно, что хотят граждане получить за счет снижения курса доллара к рублю до 50 единиц? Неужели дешевые импортные товары? Но такого по желанию не случится», — констатирует Беляев.

Такие настроения, как отмечает эксперт, являются следствием риторики некоторых известных комментаторов, которые утверждают, что финансовые власти могут установить какой угодно курс рубля, но на самом деле это технически невозможно.