Газовые цены в Европе опустились ниже 300 долларов за тысячу кубометров, чего не было на рынке с 2021 года. Причиной этого стала не стабилизация ситуации в европейской экономике, а повышение процентных ставок западными центробанками, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» энергоэксперт Александр Перов.

Газ на бирже TTF падал сегодня, 25 мая 2023 года, до 25,8 евро за МВТ·час (284 доллара за тысячу кубометров). Стоимость голубого топлива снижается, и такой процесс происходит одновременно c падением доллара к евро (курс упал сегодня до 1,072, данные XE).
Схожие события наблюдаются в Азии. Стоимость газового фьючерса на бирже PLATTS (Japan/Korea Marker) находится на отметке в 9,580 долларов за МБТЕ (343 доллара за тысячу кубометров). Многое теперь зависит от Китая и объемов его потребления.
ЕС продолжает жить при газовом дефиците
«Падение газовых цен не отражает общую ситуацию в энергетике, европейские страны продолжают испытывать дефицит топлива. Сегодня эта проблема частично ушла на второй план по причине наступления лета, но тем не менее она никуда не делась и вполне возможно, что заявит о себе во второй половине 2023 года, когда на европейском рынке произойдет сезонный рост спроса», — констатирует руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.
Рынок ЕС сегодня находится в межсезонье — отопительный период закончился, жары нет, а расходы на кондиционирование пока минимальны. Теперь вопрос упирается в то, как, когда и в каком объеме произойдет повышение спроса на электричество.

Европа имеет два пика потребления газа: зимой, когда он необходим для отопления, и летом, когда стоит жара, нет ветров, а люди расходуют большие объемы электроэнергии на кондиционирование. Закрытие АЭС и ликвидация части угольных ТЭС усилили зависимость европейской энергетики от газа. Если промышленные предприятия можно закрыть, то в социальном секторе такие решения недопустимы.
Европейцы за прошлый год сократили потребление газа на 55 млрд кубометров, что эквивалентно российским поставкам по «Северному потоку — 1». Равнозначной замены сырью «Газпрома» страны ЕС не нашли, поэтому газовый кризис может там начаться в любой момент. Роль подушки безопасности в Европе выполняют запасы в подземных хранилищах, но их задачей является покрытие разрывов в энергопотреблении зимой, а не летом.
Если ситуация будет как в 2022 году, то европейцы протянут ближайшую зиму, а если на рынок придут «черные лебеди» в виде непрогнозируемых проблем, то энергобаланс ЕС затрещит по швам, и это сразу отразится на стоимости газа. Пока котировки продолжают снижаться, причем нельзя исключать достижения ими рубежа в 250 и даже 200 долларов.
Рост ставок бьет по ценам
«Необходимо смотреть на ситуацию шире: мировые центробанки повышают процентные ставки ради борьбы с инфляцией, благодаря этому денежная масса сжимается и больно бьет по котировкам сырья», — резюмирует Перов.

В 2020–2021 годах западные страны активно печатали деньги, что привело к росту цен на энергоресурсы, а сегодня происходит обратный процесс. ФРС подняла ставку до 4,75–5,00%, чего не было в США с 2007 года, такая же ситуация наблюдается в Евросоюзе.
«Финансовый фактор больше влияет на газовые цены, чем потребление в ЕС. Котировки падают отчасти из-за больших запасов сырья в хранилищах, но в первую очередь все это является следствием замедления инфляционных процессов», — заключает Перов.
Летом почти наверняка произойдут всплески цен на голубое топливо, но резкий рост будет возможен только в случае экстраординарных событий в европейской энергетике, это именно тот фактор, который предсказать невозможно.
«Мир находится ближе к концу сырьевого цикла, осенью будет какой-то рост цен на газ, но в целом сырьевые товары останутся под давлением политики центробанков, это касается не только голубого топлива, но и нефти», — констатирует Перов.

Западная экономика постепенно вгоняет себя в рецессию, что для нефти и газа означает курс на снижение цен. Котировки этих товаров носят спекулятивный характер, поэтому финансово-информационные процессы на Западе играют в их ценообразовании главную роль.