Бюджет российской федеральной космической программы (ФКП) на 2016-2025 года будет сокращен на сотни миллиардов рублей. Мера вынужденная и связана, в первую очередь, с требованиями Минфина сократить государственные расходы, минимум на 5%. «Экономика сегодня» разбиралась, как урезанный бюджет может повлиять на амбициозные проекты Роскосмоса.
В прошлом месяце глава Роскосмоса Олег Остапенко представлял журналистам основные направления космической программы до 2025 года. Большое внимание там уделено развитию инфраструктуры и технологий, которые в будущем позволили бы осуществить масштабные проекты, среди которых создание лунной орбитальной станции и тяжелой ракеты-носителя для полетов на Марс.
В космической, как и в других отраслях, на сегодняшний день наблюдается сближение России с китайской стороной. Сейчас, как известно, космическая программа Китая автономна. Страна не принимает участия в МКС и реализует свои проекты самостоятельно. В частности, к 2022 году Поднебесная планирует запуск собственной космической станции «Тяньгун», которая будет работать на околоземной орбите.
Но уже сейчас идут разговоры о визите китайских космонавтов на российскую часть МКС. Но что ждет МКС в будущем тоже не очень понятно. Россия не прекратит финансирование станции до 2020 года, NASA хочет использовать МКС до 2024 года. Продолжение во многом зависит и от политической повестки дня. Чуть ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин заявлял, что «МКС съедает до трети бюджета Роскосмоса ежегодно».
Всего на развитие Россиской космонавтики до 2025 года предусмотрено поистине феноменальная сумма – 2,1 трлн рублей. Плюс к этому Роскосмос планирует привлечь инвестиций еще на 250 млрд рублей. В основном за счет коммерческих пусков ракет-носителей. Бюджет новой программы отсылает нас к общеизвестному соперничеству России и США в космосе, получившему название «космическая гонка».
Но проект бюджета федеральной космической программы все же содержит 2 сценария – инновационный и инерционный. В первом идет речь об амбициозных проектах, которые мы обсуждали выше плюс создание собственной орбитальной станции после 2020 года, а второй, по сути, является продолжением программы 2006 – 2015, которая была в 3 раза дешевле.
Отметим, что не все в ученых кругах положительно смотрят на столь масштабное финансирование следующей космической программы. «С технической стороны развернуть российскую космическую станцию мы можем, но современная пилотируемая космонавтика мало что дает, а на нее уходят очень большие средства», - сообщил «Экономика сегодня» руководитель пресс-службы Института космических исследований РАН Юрий Зайцев.
Павел Бойков