Выйти из минуса: дефицит федерального бюджета и как с ним бороться
pixabay.com  /  PD

Сообщения Казначейства, что дефицит федерального бюджета за январь-апрель составил 515,5 млрд рублей‍, нужно рассматривать с привязкой к сегодняшней мировой повестке. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал старший научный сотрудник РАНХиГС, глава лаборатории бюджетной политики Института Гайдара Арсений Мамедов.

Дефицит бюджета РФ за январь-апрель стал меньше прогнозируемого
pixabay.com  / PD

"Если брать объемы доходов за определенные периоды разных лет, то их вполне можно подвергать анализу, но в случае с расходами и дефицитом ситуация несколько иная. К примеру, пару лет назад руководство страны разово направило довольно существенные суммы в финансирование оборонных заказов, что сильно подняло уровень дефицита бюджета в этом квартале. Фактически дефицит вместо равномерного распределения по году был поднят в его начале, но на итоговых показателях за 12 месяцев это особо не сказалось.

Потому ситуацию с дефицитом лучше рассматривать по итогам года – тогда она поддается анализу. Но и сегодняшнее сокращение показателей в 2,4 раза – тенденция интересная. Вероятнее всего, она обусловлена целым рядом факторов в доходной части, потому что о снижении расходов сигналов со стороны правительства не было", - отмечает эксперт.

Согласно свежему оперативному отчету об исполнении федерального бюджета на сайте Федерального Казначейства РФ, дефицит федерального бюджета составил 515,5 млрд рублей‍. Расходы бюджета за указанный период составили 5 трлн 277,95 млрд рублей, доходы — 4 трлн 762,41 млрд рублей. Как известно, федеральный бюджет России на 2017 год сформирован с прогнозным дефицитом в 3,2 процента ВВП (2,753 триллиона рублей) при среднегодовой цене нефти в 40 долларов за баррель. Ожидается, что доходы казны составят 13,488 триллиона рублей, расходы — 16,241 триллиона.

"Цифра 515 миллиардов в строке дефицита может испугать обывателя лишь с поверхностного взгляда. Учитывая, что доходы бюджета России ы нынешнем году составят почти 13,5 триллионов рублей, этот показатель смотрится совсем иначе. На данный момент суммы внешнего и внутреннего долга, а также их ничтожная доля в объеме ВВП, свидетельствуют: волноваться и предсказывать экономике дефолт нет абсолютно никаких причин. Вероятнее всего, дефицит в конечном итоге будет так или иначе покрыт, хотя бы частично", - считает специалист.

Рост бюджета "завязан" на ВВП

В начале мая министр финансов России Антон Силуанов заявлял, что дефицит бюджета РФ в 2017 году может быть сокращен до 2% ВВП, а к 2019 году этот показатель планируется снизить до 1,2% ВВП. Самый консервативный прогноз по росту ВВП у Банка России: 1-1,5 процента в 2017-2018 годах, 1,5-2 процента в 2019 году. Минэкономразвития в базовом сценарии прогнозирует рост ВВП России в 2017 году на 0,6 процента. При этом в ведомстве планируют пересмотреть ожидания по увеличению экономики в нынешнем году в три раза - до двух процентов.

Правительство с учетом избытка доходов рассмотрит поправки в бюджет
politexpert.net  / Колосов Роман

Вчера стало известно, что Минфин подготовил проект поправок в бюджет на 2017 год – эксперты предположили, что это связано с поступлением избытка доходов, которые кабмин намерен потратить. Как известно, бюджет на 2017 год принимался с учетом мировой цены на нефть в 40 долларов за баррель, тогда как ниже 50 долларов котировки слегка опустились только в мае, а сейчас вновь превысили эту психологическую отметку. В соответствии с ростом доходов корректируются и финансовые планы правительства страны.

"Основные резервы, за счет которых будет закрываться дефицит бюджета – дополнительные доходы с продажи нефти за рубеж. Если в конце мая при этом будет продлено соглашение стран-участниц ОПЕК и стран вне картеля о снижении нефтедобычи, то котировки в очередной раз резко взлетят вверх. Вероятность такого развития событий достаточно высока. Это обеспечит России дополнительные доходы, которые будут направлены на покрытие дефицита.

Кроме того, как известно, с конца 2016-го российская экономика показывает небольшой рост после рецессии. Это значит, в перспективе мы получим рост ВВП, который обеспечит дополнительные доходы федерального бюджета. При этом увязывать прирост ВВП и нефтедоходы все же нельзя – как известно, в 2013-2014-м показатели по валовому продукту начали снижаться еще до обвала нефтяных котировок. Об объемах дополнительных доходов в результате экономического роста говорить пока преждевременно, но позитивные тенденции на долгосрочную перспективу налицо", - заключает Арсений Мамедов.