Известно, что Египет стал самой первой жертвой Арабской весны, в результате чего в 2011 году в этой стране был свергнут правивший с 1981 года президент Хосни Мубарак, а к власти пришел лидер запрещенных российским Верховным судом «Братьев мусульман» Мухаммед Мурси.
Другое дело, что Мурси правил ровно год, после чего вооруженные силы уведомили его, что он больше не является президентом, которым после президентских выборов стал фельдмаршал Абдул-Фаттах Ас-Сиси. При этом, Мурси был приговорен к смертной казни, которая затем ввиду давления западных стран на Каир была заменена ему на пожизненное заключение.
Египет усиливает уровень сотрудничества с Россией
После этих событий Египет начал постепенно сближаться с Россией, поэтому назначенный на 29 мая совместный визит в Каир министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и министра обороны РФ Сергея Шойгу не вызывает особенного удивления.
В рамках этого визита Лавров и Шойгу встретятся с президентом Ас-Сиси, а также со своими прямыми коллегами в правительстве Египта и обсудят перспективы сотрудничества наших стран как в сфере безопасности, так и в торгово-экономическом обмене.
Политолог, преподаватель ВШЭ Григорий Лукьянов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что у сотрудничества России и Египта имеются хорошие перспективы.
«У российско-египетских отношений, безусловно, есть перспективы, но необходимо понимать, что здесь существует целый яд естественных ограничений. Главным образом, это структура экономик России и Египта, а также те объективные проблемы, которые присутствуют сегодня у египетских властей с наполнением бюджета и обеспечением своих расходов. Кроме того, у Каира есть серьезная зависимость от иностранной финансовой помощи», - заключает Лукьянов.
Напомним, что современный Египет ориентируется на Саудовскую Аравию, которая спонсирует многие египетские проекты, включая закупку вертолетоносцев типа «Мистраль».
Возможности торгово-экономического сотрудничества России и Египта на сегодня ограничены
«Все это говорит о том, что в настоящее время широкий набор экономических проектов между Россией и Египтом откладывается на больший срок, поскольку у египетских властей просто нет средств для такого взаимодействия с нашей страной», - констатирует Лукьянов.
В то же время, у России и Египта существуют перспективные проекты в сфере атомной энергетики, а также инновационных технологий, но все упирается в нехватку средств у Каира.
«Что касается вопросов региональной политики и проблем в сфере безопасности, то здесь у Россий с Египтом действительно много общего, причем эта тематика также сильно связана с экономикой. В частности, главным драйвером нашего сотрудничества на протяжении многих десятилетий был сектор туризма, где взаимодействие России и Египта на сегодня сведено к нулю из-за теракта на борту лайнера компании «Когалымавиа», - резюмирует Лукьянов.
В настоящее время египетская сторона тратит немало сил, чтобы восстановить необходимый уровень безопасности в стране специально для того, чтобы Россия поскорее дала добро на возвращение своих туристов, но, судя по всему, до этого события еще очень далеко.
Россия и Египет обречены начать сотрудничество в сфере безопасности
«Таким образом, Египет потерял очень много доходов из-за того, что российские туристы больше не ездят в страну фараонов. И пока в этом вопросе существуют значительные проблемы и сложности, а ситуация постепенно затягивается дальше», - заключает Лукьянов.
С другой стороны, те кризисы и конфликты, которые сегодня разрывают арабский мир, а это, прежде всего, войны в Сирии, Ираке, Ливии и Йемене, требуют пересмотра той архитектуры безопасности, которой на сегодня располагает египетская сторона.
«Все это требует полного пересмотра со стороны Каира ситуации в регионе, в том числе и с учетом возросшего влияния Москвы, а также пересмотра египетскими властями своих позиций по очень многим внешнеполитическим вопросам. В этой связи, чтобы продолжить сотрудничество с Россией, Египту придется пойти на целый набор серьезных компромиссов, которые этой стране надо будет притворить в жизнь уже в самое ближайшее время», - констатирует Лукьянов.
Прежде всего, как замечает Григорий Валерьевич, здесь встает вопрос об организации прямого совместного сотрудничества между Россией и Египтом в плане урегулирования действующих на Ближнем Востоке военных конфликтов – таких, как Сирия, Ирак, Йемен и Ливия.
Россия хочет перехватить Египет у Трампа
«Дело ведь в том, что Египет может сыграть значительно большую роль в процессе мирного сирийского процесса, особенно учитывая интерес Каира к привлечению Москвы к урегулированию государственного кризиса в соседней с ним Ливии», - резюмирует Лукьянов.
Кроме того, в Египте в последнее время активно обсуждают идею «арабского НАТО», т.е. военно-политического союза на Ближнем Востоке для борьбы с международным терроризмом.
«Такая структура должна быть призванной обеспечить взаимодействие стран на Ближнем Востоке по борьбе с терроризмом, причем дискуссия по этому вопросу усилилась еще сильнее после последнего турне президента США Дональда Трампа по данному региону», - заключает Лукьянов.
Все это, по мнению эксперта, подогревает интерес к Египту со стороны России, что, в конечном счете, и привело к этому визиту Шойгу и Лаврова в египетскую столицу.
«Это необходимо для того, чтобы согласовать интересы России и Египта в рамках ситуации на Ближнем Востоке, которая, к тому же, регулярно меняется. И здесь нужно обратить внимание на то, что общее положение дел к этому располагает, поскольку египетские власти сегодня действительно настроены развивать отношения с Россией во всех областях, включая и стратегические, т.е. экономику и безопасность», - констатирует Лукьянов.