Вопрос сокращение рабочей недели в последнее время активно обсуждается во всем мире. Но реализовать такие изменения на практике не так просто – для начала необходимо массово интегрировать в экономику самые современные технологии и внедрить безусловный основной доход, считает доктор экономических наук, профессор РЭУ им. Плеханова Константин Ордов.
Сокращение рабочего дня
В ходе дискуссии на Петербургском экономическом форуме министр труда Максим Топилин предположил, что рабочий день в обозримом будущем может существенно сократиться. По его мнению, роботы хотя и не способны полностью заменить человека, но помогут, например, сократить трудовой день. Если в XIX веке люди работали и по 16 часов, то в XXI веке стандарт может сократиться до четырех часов, считает Топилин.
«В настоящее время действительно существует подобная тенденция и даже используется такой термин как бесполезный класс – определенная группа людей, которая в будущем, к сожалению, не сможет себя найти на рынке труда. Но с другой стороны в таком случае у нас будет сформирован безусловный доход, и мы будем получать достаточные для поддержания своих жизненных функций деньги вне зависимости от занятости.
И хотя люди не будут чувствовать себя нищими, цель их существования в обществе останется под большим вопросом. Подобные разговоры идут русле общемировых тенденций, но хочется задать вопрос нашим властям, каким образом они намерены обеспечить достижение этих целей. Для начало необходимо активно внедрять современные технологии автоматизации и роботизации на производствах.
Максимально увеличивать использование удаленных средств оплаты и расширять количество оказываемых дистанционных услуг. Именно внедрение передовых технологий обеспечит возможность для некоторых людей практически не работать, сохранив достойный доход», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.
Изменения на рынке труда
Первый зампред Центробанка Сергей Швецов предполагает, что благодаря глобализации подобные изменения придут в Россию уже через 15 лет. К этому моменту мы будем всерьез обсуждать вопрос, что пятница должна стать выходным днем. Но возникает другой вопрос - чем будут заняты все эти люди?
«Каждая страна по-своему измеряет сроки перехода на такую модель, но в целом экономика некоторых развитых стран уже готова к подобному переходу. Многое зависит от внутренней культуры и развитости каждого конкретного общества. Например, в Европе такие изменения произойдут уже через 5-10 лет.
Чем будут заниматься люди? На рынке труда появится востребованность в творческом начале человека, так как в отличии от роботов, способных только выполнять заложенные программы, люди умеют творить. Творческие профессии станут востребованы как никогда. Не будем забывать и про тех, кто будет обслуживать и поддерживать в рабочем состоянии современную технику. Но будут и те, кто не сможет найти себя в новых условиях.
Очень важной задачей для государства является понимание природы этих изменений. Возможно, уже сейчас стоит начать пересматривать подходы к системе образования и программам переквалификации, ориентируясь на профессии будущего и новые компетенции, которые помогут им найти себя, а не остаться за бортом жизни», - резюмирует Константин Ордов.