Эпоха стабильного развития начнется в России в 2019 году
duma.gov.ru  /  Пресс-служба ГД РФ

Профильный комитет Государственной думы по бюджету и налогам порекомендовал нижней палате российского Федерального собрания принять в первом чтении законопроект о поправках в отечественный бюджет 2017 года, в рамках которого ВВП России оценивается в 2017 году в 92,19 трлн рублей, а бюджетный дефицит планируется на уровне в 2,1 процента от ВВП.

В Госдуме поддержали поправки в федеральный бюджет
duma.gov.ru  / Пресс-служба ГД РФ

Бюджетный дефицит оказался ниже изначальных прогнозов

Таким образом, можно констатировать, что дефицит федерального бюджета в 2017 году оказался значительно меньше прошлогодних оценок, которые Министерство финансов России заложило при принятии трехлетнего бюджета на 2017-19 года. Тогда дефицит бюджета оценивался на уровне 3,2 процента от ВВП с перспективой постепенного снижения в течении трех лет.

Другой вопрос, что этот документ разрабатывался в период, когда цены на нефть достигли своих минимумов, после чего они достаточно быстро пошли вверх, достигнув современного диапазона в 50-55 долларов, который экспертное сообщество сегодня признает комфортным.

Экономист Дмитрий Адамидов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что сокращение дефицита бюджета на 2017 год стало следствием повышения мировых цен на нефть.

Повышение цен на нефть сыграло положительную роль для российского бюджета
Global Look Press  / Nikolay Gyngazov

«Естественно, это следствие резкого повышения уровня цен на нефть. Просто для российского бюджета есть большая разница между нефтью за 30 долларов и нефтью за 50. Впрочем, определенные успехи были и у российского правительства, которые не связаны напрямую с уровнем цен на нефть, но они все-таки имели ограниченный характер», - заключает Адамидов.

В России пока реализуется инерционный сценарий развития

По словам эксперта, в России в настоящий момент реализуется инерционный сценарий развития национальной экономики, в рамках которого правительство кроме таргетированного сокращения социальных расходов особенно ничего не делает. Так что, дефицит нашего бюджета уменьшила именно нефть, которая в 2016 году была заложена на уровне 40 долларов за баррель.

«Этот инерционный сценарий правительства не очень эффективно решает проблему оживления нашей экономики, поэтому других возможностей для сокращения бюджетного дефицита на сегодня в России попросту нет. Поэтому нефть в снижении дефицита бюджета сыграла основную роль, поскольку оказалась повыше, чем в прогнозе Минфина», - констатирует Адамидов.

Здесь можно заметить, что в правительстве и Минфине все это прекрасно понимают, из-за чего под разными предлогами там сегодня даже отказываются дискутировать о том, что текущий уровень цен на нефть открыл нам возможность для увеличения государственных расходов.

На следующий год правительство планирует дефицит близкий к 1 проценту от ВВП
government.ru  / пресс-служба правительства РФ

Примечательно также, что в 2018 году правительство планирует получить дефицит бюджета близкий к 1 проценту от ВВП, а в 2019 году вывести соотношение расходов и доходов на ноль.

Достижение бюджетного дефицита ограничит рост экономики

«Достижение бездефицитного бюджета действительно вполне реально. Такая цель не выглядит с современных позиций чем-то нереалистичным. Другой вопрос, что нужно понимать, что дефицит бюджета – это такая вещь, которая может серьезно сократить возможности для стимулирования российской экономики со стороны нашего государства», - резюмирует Адамидов.

Проблема заключается в том, что сегодня в России принята парадигма, в рамках которой процесс стимулирования национальной экономики должен происходить через инвестиции.

«Это говорит о том, что мы сегодня планируем расти через создание инвестиций и накоплений, а в такой модели государство на определенном этапе должно играть значительную роль во всех наших макроэкономических процессах. Впрочем, у нас в России бюджет всегда был в приоритете над стимулированием экономики, поэтому здесь нечему удивляться», - заключает Адамидов.

Российскому народному хозяйству нужны инвестиции
Global Look Press  / Nikolay Gyngazov

Кроме того, это стремление правительства вывести в ноль бюджетный дефицит выглядит логично с той точки зрения, что Россия сегодня лишена возможности брать средства на внешнем рынке.

Естественно, тренд на отказ от внешних заимствований стал магистральной линией Москвы с того момента, как главой нашего государства впервые стал Владимир Путин, но все-таки то, что из-за западных санкций мы в принципе лишились такой возможности, не может не учитываться в контексте стратегического финансово-бюджетного планирования Москвы.

Россия пока не может обогнать среднемировой рост

«Естественно, это не главная причина политики бездефицитного бюджета, поскольку само по себе положительное соотношение государственных расходов и доходов является у нас приоритетом, и в этом рациональное зерно есть. Просто существует противоречие между целями правительства, а именно достижением бездефицитного бюджета и ростом экономики. Ведь, если существует цель разогнать экономический рост, то необходима стимуляция нашего народного хозяйства, что очень сложно сделать при бездефицитном бюджете и ограниченных финансовых резервах, которые будут в распоряжении России в ближайшие годы», - констатирует Адамидов.

Ведь в современных условиях политика бездефицитного бюджета фактически означает урезание госрасходов, а также сокращение или замораживание инвестиционных программ.

В ближайшие годы рост ВВП в России будет на уровне 1-2 процентов
pixabay.com  / 

«Другой вопрос, что по плану у нас обозначены очень скромные темпы экономического роста. Так что, здесь, по сути своей, нет серьезного противоречия», - резюмирует Адамидов.

Впрочем, можно вспомнить, что президент Путин поставил к 2020 году задачу достигнуть темпов мирового роста выше среднемировых, а они в настоящее время превышают 3 процента.

«На сегодня обогнать мировые темпы роста мы сможем только в том случае, если «мир» рухнет, а мы останемся при своих 1-2 процентах роста ВВП. Просто для того, чтобы в нашей стране начался рост экономики, нам нужно сделать реформы, причем не в плане урезания расходов, а в контексте изменения структуры российской экономики. Пока наше правительство к этому не стремится, и здесь существуют определенные причины. Так что, в ближайшие годы рост российской экономики будет находиться на достаточно скромных показателях», - заключает Адамидов.