Безопасная планка: российский бюджет "отвяжут" от нефти
Федеральное агентство новостей  /  Степан Яцко

Заявления главы Минфина Силуанова о безопасной планке дефицита ненефтегазового бюджета‍ в 5-6% от ВВП дискуссионно, но близко к истине. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил доцент РАНХиГС Сергей Хестанов.

Глава Минфина Силуанов рассказал Госдуме о безопасной планке дефицита бюджета
Федеральное агентство новостей  / Степан Яцко

"Все расчеты безопасного уровня дефицита бюджета достаточно условны и схожи с рассуждениями о безопасном уровне радиации, о чем не первое десятилетие спорят специалисты. Если говорить об общем бюджете, то здесь показатель безопасного уровня дефицита в 3% подтверждается статистикой, которой уже десятилетия,  и больших споров не вызывает. Ненефтегазовый сектор – принципиально иное дело.

Статистики наблюдений за ним существенно меньше, да и набор стран, которые можно брать для сравнения, весьма невелик. Потому цифры, которые озвучивает Силуанов, считать вполне достоверными нельзя. Есть две оговорки. Если в ближайшие годы мы не увидим обвального падения нефтяных котировок до 25 долларов за баррель и ниже, а также не будут введены санкции, запрещающие РФ торговать своими нефтью и газом, какие вводились в отношении Ирана, цифры Минфина можно считать достоверными. При этом вероятность таких негативных сценариев лично я считаю крайне низкой", - подчеркивает экономист.

Сегодня, представляя в Госдуме в первом чтении проект поправок к закону о федеральном бюджете на текущий год, министр финансов Антон Силуанов отметил: бюджет РФ в 2017 году достиг максимальной за последние девять лет устойчивости к перепадам нефтяных цен. "Мы видим, что снижается ненефтегазовый дефицит бюджета, которые посчитан без учета доходов от нефти и газа. Это говорит об устойчивости нашего бюджета к различным перепадам внешнеэкономической конъюнктуры", — сказал министр. Но, по его словам, безопасная планка дефицита в этом секторе в 5-6% от ВВП еще не достигнута.

"За последние годы снижения ненефтегазового дефицита удалось добиться за счет болезненного процесса – сокращения расходов бюджета. Траты государства с 2014 года урезаются по самым разным статьям, потому и статистика показывает позитивные результаты. При этом за счет роста нефтяных цен доходы с продажи углеводородного сырья существенно повысились, что тоже оказало влияние на статистику дефицита – он снизился", - отмечает эксперт.

"Планку" понизит конкурентное производство

Силуанов отчитался: дефицит ненефтегазового бюджета в последнее время уменьшился на 0,6 процентного пункта и составил 8,4% ВВП. По данным министра, это самый низкий показатель за последние девять лет. 

Российская экономика постепенно "отвязывается" от нефтегазовой зависимости
gazprom.ru  / Пресс-служба ПАО «Газпром»

Общий дефицит бюджета РФ в проекте уточненного бюджета РФ на текущий год заложен в объеме 2,1% ВВП. Этот показатель также снижается: Силуанов напомнил, что при формировании бюджета в конце прошлого года Минфин прогнозировал дефицит на уровне 3,2% ВВП. Ранее экс-министр финансов, глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин сообщил, что при цене нефти в $55 за баррель дефицит бюджета будет нулевым. При этом 18 мая глава правительства России Дмитрий Медведев заявил, что доходы бюджета в нынешнем году могут быть больше официального прогноза на один триллион рублей.

"Российский бюджет власти стремятся "отвязать" от нефтяных котировок на мировых биржах – проблема официально признана и широко обсуждается. Сложность в том, что единой мировой практики в этом нет. Единственная страна в мире, которая достаточно жестко пытается снять экономику с "нефтяной иглы" – Норвегия. Но разность в масштабах этого государства с Россией, отличие уровня финансовой дисциплины и работы различных институтов делают сравнение и обмен опытом невозможным. С недавних пор те же цели декларирует Саудовская Аравия, но пока дальше заявлений там не идет.

Потому России придется искать собственный драйвер роста, который со временем даст возможность избавиться от нефтегазовой зависимости. Руководство страны понимает: в первую очередь должен развиваться производственный сектор. Но для этого РФ должна предложить миру продукцию, способную конкурировать с мировой. Пока ей не всегда удается выиграть в сравнении с импортными аналогами даже внутри России.

Тем не менее, проблема обозначена и признана, ищутся пути ее решения. Готовятся концепции, на экспертном уровне обсуждаются возможности модернизации экономики. Если цель поставлена, рано или поздно решение будет найдено. Вопрос только во времени и средствах – отсутствие "живых" примеров в мировой практике серьезно усложняет процесс", - заключает Сергей Хестанов.