Медведев нашел для бюджета дополнительные средства
РИА Новости  /  Дмитрий Астахов

Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил увеличить резервный фонд правительства на 4,6 млрд рублей, причем в распоряжении говорится о реализации данного решения уже в текущем календарном году.

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев
РИА Новости  / Дмитрий Астахов

Резервный фонд пополнится за счет остатков федерального бюджета

Примечательно, что уже найден источник средств для этого решения премьера в виде остатков федерального бюджета за прошлый год, которые в 2016 году не успели потратить.

Доцент кафедры экономической безопасности РАНХиГС Павел Грибов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что главная проблема, которую показывает данная ситуация – это то с какой эффективностью распределяются средства нашего федерального бюджета.

«При этом, основное внимание здесь следует уделить даже не направлениям расходования бюджетных средств, а технической стороне этого вопроса, поскольку в Москву не раз поступали жалобы от многих государственных органов на местах, что на их счета положенные им средства поступали очень поздно – иногда даже в сентябре-октябре месяце», - констатирует Грибов.

Такая ситуация случалась не единожды и поэтому таких прецедентов, к сожалению, очень и очень много. В результате этого, возникает неприглядная ситуация, что на тот момент, когда средства были выделены бюджетом, уже не было никакой возможности их потратить в срок.

Доцент кафедры экономической безопасности РАНХиГС Павел Грибов
sde.ru  / Пресс-служба ИДО МГИУ

Здесь возникает много вопросов к Минфину

«Эта ситуация является тревожной и даже можно сказать странной, причем здесь возникает очень много вопросов к российскому Министерству финансов о том, как вообще такое может быть и почему такое положение дел повторяется каждый год», - резюмирует Грибов.

Благодаря этой ситуации, как замечает эксперт, действительно образуется большое количество остатков бюджета, которые не были потрачены в течение года целевым образом.

«На этот счет в России было несколько заседаний правительства, на которых обсуждали причины этого явления и почему средства, направленные на те или иные расходные статьи федерального бюджета, не были в итоге потрачены. Интересно, что четкой причины этого явления названо не было, и, как мы видим, из-за этого ситуация постоянно повторяется снова и снова», - заключает Грибов.

Что касается самих средств, то здесь все очень просто – они возвращаются обратно в бюджет и, таким образом, снова поступают в распоряжение российского правительства.

Эту проблему должен решать российский Минфин
minfin.ru  / Пресс-служба Министерства финансов РФ

России нужно найти причину такой ситуации

«Это логично, что с помощью этих средств пополняется резервный фонд, но с другой стороны нам необходимо задаться вопросом, а почему такая ситуация постоянно повторяется и как исправить этот вопрос. Ведь расходные статьи бюджета – это конкретные целевые программы, и если деньги не потрачены, то эти государственные задачи просто не выполнены. Из-за всего этого, например, страдает реализация намеченных правительством планов», - констатирует Грибов.

Павел Геннадьевич замечает, что эта проблема возникает каждый год и с ней так и не удалось справиться, несмотря на постоянные обещания правительства все это исправить.

«Традиционно в этом вопросе много проблем связано с российским министерством культуры, которое регулярно не успевает потратить предназначенные ему средства. Впрочем, в самом Минкульте апеллируют к тому, что средства приходят очень поздно, из-за чего они не могут их потратить в установленные сроки. Это яркий пример данного явления», - резюмирует Грибов.

По словам эксперта, причина того, что деньги в бюджет приходят очень поздно заключается в вопросе механизма передачи и распределения средств федерального бюджета.

Хуже всех расходует бюджетные средства министерство культуры
pixabay.com  / 

«Все это говорит о том, что суть этого явления с технической стороны вопроса – как эффективно собираются доходы федерального бюджета, как быстро они структурируются и доходят до тех целевых бюджетных задач, на которые и были выделены», - заключает Грибов.

Эта проблема не связана напрямую с расходованием средств

Впрочем, нельзя говорить, что эта проблема тождественна эффективности расходования средств федерального бюджета, т.е. с тем, на что и каким образом они в итоге тратятся.

«На самом деле, эта ситуация с остатками федерального бюджета – это досадный технический вопрос, который, к сожалению, из года в год не устраняется, пусть и по вине конкретных органов и ответственных лиц, но эффективность расходования государственных средств – это совсем другой вопрос, больше связанный с проблемой коррупции», - констатирует Грибов.

Если говорить о цифрах этих нерастраченных остатков федерального бюджета, то данные здесь разнятся, хотя этому вопросу уделяет внимание большое число российских экспертов.

Эта проблема затронула даже Керченский мост
facebook.com  / Кот Моста

«Этот проблема исследовалась, как государственными комитетами, так и специалистами той же Высшей школы экономики. Данные показывают, что почему-то из года в годы есть проблемы в сфере культуры, хотя это, возможно, связано с тем, что проекты, связанные с реставрацией, носят долгосрочный характер и их просто сложно расписать в рамках тех статей расходов, которые Минкульт запрашивает из федерального бюджета», - резюмирует Грибов.

Кроме того, можно вспомнить и историю с Керченским мостом, который формально пострадал из-за того, что часть бюджетных средств пришла на этот проект только через полгода.

«Подрядчик этого проекта заявил, что необходимые средства пришли из федерального бюджета в полном объеме, но с большим опозданием, вследствие чего ему пришлось «перекручиваться» и брать у банков деньги в долг на исполнение этого контракта», - заключает Грибов.

Поэтому в рамках нашего народного хозяйства все это – серьезная проблема, которая представляет собой угрозу многим государственным проектам, причем в первую очередь тем, которые не так хорошо защищены политически, как Керченский мост.