Самолеты, космос, атомные станции: Россия и Индия ставят на технологии
kremlin.ru  /  пресс-служба президента РФ

Экономические перспективы любой страны сегодня во многом определяет ее уровень технологического развития. Сотрудничество на этом направлении представляет интерес и для России, и для Индии, уверен Чрезвычайный и полномочный посол, член Российского совета по международным делам Глеб Ивашенцов.

Наукоемкие проекты РФ и Индии 

На необходимость развития совместного с Индией высокотехнологичного сотрудничества обратил внимание и вице-премьер России Дмитрий Рогозин. Он предложил организовать поставки газотурбинного оборудования для индийских энергогенерирующих компаний, которые позволят снизить затраты на создание линии электропередач в труднодоступных местах.

«Потенциал сотрудничества у нас очень большой, в свое время мы даже работали вместе над созданием суперкомпьютера, поэтому наше партнерство не ограничивается одним военно-техническим сотрудничеством. Дели также заинтересовано в совместной работе над наукоемкими проектами, потому как сегодня экономическое развитие отдельных стран во многом определяет именно ее уровень технологического развития.

Те страны, которые обладают соответствующими компетенциями и технологиями, и будут определять развитие рынка. Сейчас большинство ключевых наукоемких отраслей сосредоточено на Западе - в США, Японии и Западной Европе. Но у России, Индии и Китая есть большие заделы в отдельных областях, и мы можем составить успешную конкуренцию идее полицентричного мира в экономике и в технологиях. У нас уже предусмотрены совместные проекты в рамках БРИКС, идет общее изучение перспектив в рамках двусторонних и многосторонних проектов. Подобное сотрудничество с Индией однозначно выгодно обеим сторонам», - уверен наш эксперт.

Еще одним новым направлением может стать сотрудничество в авиапромышленности. Рассматривается выход на индийский рынок ближнемагистральных самолетов Sukhoi Superjet 100, а также сотрудничество в производстве самолета Ил-112.

Как обращает внимание транспортный аналитик Дмитрий Адамидов, индийские компании активно сотрудничают со всем миром, но так как страна большая, то практически всем находятся какие-то ниши.

Россия и Индия рассматривают варианты сотрудничества в производстве самолета Ил-112
wikipedia.org  / Allocer

Авиация, АЭС, космос 

«Что касается Ил-112, то это легкий транспортный самолет, который собирает пассажиров с относительно небольших аэродромов в крупные аэропорты, транспортные хабы, из которых они дальше отправляются дальнемагистральными машинами. В Индии небольших аэропортов много.

И хотя Ил-112 не самая экономичная машина, главное его преимущество в другом – он может садится практически на любую полосу. Возможно, он будет чуть дороже в обслуживании, но для него не обязательно реконструировать и модернизировать аэропорты. А поскольку проблемы с модернизацией инфраструктуры в Индии сохраняются при достаточно серьезном пассажиропотоке, выбор в пользу Ил-112 может стать для Дели определяющим», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Сам формат сотрудничества может проходить в формате Make in India. По мнению Адамидова, индийские производители сами могут все собирать, мы же можем получать определенные отчисления с промсборки, а наша продукция появится на внешних рынках. Главное, наладить сборку с точки зрения безопасности.

Рогозин также не исключил возможность сотрудничества с Индией на космическом направлении. Пока речь идет о подготовке индийских космонавтов на базе «Роскосмоса». Еще одним ключевым направлением в отношениях наших стран остается атомная энергетика. Обсуждаются проекты о совместном производстве топлива для индийских АЭС и строительстве новых реакторов. Как ранее объяснила нам ведущий научный сотрудник ИМЭМО Елена Брагина, правительство Моди делает ставку на активное развитие промышленности, поэтому вопросы энергетики остаются сегодня одними из самых актуальных.