Налоговый маневр: главной проблемой для бизнеса является административная рента
kremlin.ru  /  пресс-служба президента РФ

Помощник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Белоусов заявил, что Владимир Путин поручил правительству проработать усовершенствование изменений по налоговой нагрузке на бизнес в рамках стратегии социально-экономического развития России до 2035 года.

Помощник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Белоусов
kremlin.ru  / пресс-служба президента РФ

Налоговая нагрузка в России находится на высоком уровне

В контексте этих работ, российским властям необходимо решить, снижать или нет налоговую нагрузку, и проработать предложения для бизнеса по вложениям в инфраструктуру.

Доцент РАНХиГС Сергей Хестанов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что это важный вопрос, поскольку на сегодня в России налоговая нагрузка на бизнес выше, чем даже в развитых странах, и это является сдерживающим фактором для роста экономики.

«Дело в том, что уровень совокупной налоговой нагрузки в России несколько выше, пусть и не на много, чем в развитых странах, поэтому возможное снижение уровня налогооблажения приведет к тому, что российская экономика действительно немного ускорится», - констатирует Хестанов.

Впрочем, как замечает Сергей Александрович, вопрос о снижении налоговой нагрузки в России рассматривать очень тяжело ввиду больших социальных обязательств правительства.

Доцент РАНХиГС Сергей Хестанов
Федеральное агентство политических новостей  / Валерия Покидова

Административные издержки в России тяжелее налогов

«Российское государство обременено значительными социальными обязательствами, из-за чего вопрос снижения налогов, хоть и постоянно поднимается, но не переходит в стадию практической реализации. При этом, не нужно забывать про то, что для российского бизнеса главной проблемой является не налогообложение, а административная рента», - резюмирует Хестанов.

По словам эксперта, административная рента – это те формальные и неформальные нагрузки, которые бизнес в России вынужден нести для того, чтобы просто нормально работать.

«Все-таки по сравнению с административной рентой общее влияние налоговых издержек носит для бизнеса второстепенный характер, и правительству в рамках стимуляции экономического роста необходимо обратить внимание именно на это направление. При этом, если налоги будут снижены, то это скажется на бизнесе только положительно», - заключает Хестанов.

Основные издержки на бизнес носят административный характер
pixabay.com  / PD

Другой вопрос, что административная рента, т.е. формальные, а в отечественных условиях и неформальные издержки, являются для бизнеса большей проблемой, чем прямые налоги.

В России имеется чрезмерное участие государства в экономике

Уровень налоговой нагрузки в России действительно очень высокий – этого не отрицает никто из российских экспертов, но в то же время нужно понимать, что размер присутствия государства в российской экономике официально составляет более 40 процентов, а если брать структуры, которые аффилированы с государством, то эта цифра вообще зашкалит за 80 процентов.

Поэтому возникает вопрос, а может ли простое снижение налогов дать здесь какой-то результат без уменьшения общей доли государства в целом ряде отраслей российской экономики.

«Естественно, чрезмерное участие государство в российской экономике оказывает определенный тормозящий эффект для российского народного хозяйства. Ведь известно, что государство, если не брать в расчет некоторые узкоспециализированные направления, является на практике едва ли не худшим и наиболее неэффективным собственником», - констатирует Хестанов.

Президент РФ Владимир Путин
Global Look Press  / Caro / Kruppa

Именно это объективное обстоятельство и является причиной многих структурных ограничений роста российской экономики, которые не позволяют нам обеспечить поступательное и всеобъемлющее развитие отечественного народного хозяйства. Это признается всеми, но на практике эффективно снизить долю государства в отечественной экономике – очень и очень сложно.

«Чисто теоретически, если доля государства в российской экономике будет уменьшена, то в принципе ее эффективность должна возрасти. Впрочем, эта проблема не только известна давно, но и дискутируется в экспертном сообществе России уже лет 15, но, несмотря на это, доля нашего государства в экономике и сегодня продолжает расти», - резюмирует Хестанов.

Концессионные соглашения не дали результата в России

На текущий момент у нас продолжается процесс огосударствления экономики, когда доля государственной собственности в народном хозяйстве продолжает повышаться, из-за чего непонятно, как у нас будет работать такой макроэкономический инструмент, как снижение налогов.

Возвращаясь к словам Белоусова, необходимо заметить, что помощник президента также заявил о том, что в рамках налоговой реформы речь также будет идти о концессии, когда бизнес в обмен на определенные налоговые льготы, будет на паях с государством вкладываться в инфраструктуру вроде дорог и других объектов, которые нужны ему для хозяйственной деятельности.

Концессионные соглашения пока не дали результата в России
Невские Новости  / Степан Яцко

«Практика применения концессионных соглашений давно прорабатывается в России, но до сих пор не получила какого-то существенного распространения. Поэтому, несмотря на большое число разговоров, мы не получили от этого какого-либо эффекта», - заключает Хестанов.

Эксперт предлагает дождаться того, как эта модель снова будет применена на практике, но до сих пор подобные инициативы в России не давали практического результата.

«Отчасти это происходило из-за недоработки каких-то соглашений, но во многом из-за того, что интерес российского бизнеса к этой теме был невелик, причем главная беда этих начинаний заключалась в том, что государство часто меняло правила игры», - констатирует Хестанов.