Никто не страшен: подлодки проекта "Ясень" смогут действовать в любой зоне мира
kremlin.ru  /  Пресс-служба Президента России

В Северодвинске на заводе «Севмаш» заложена подводная лодка «Ульяновск», которая станет седьмым и последним подводным кораблем, построенным по проекту 885 «Ясень».

Севмаш исторически является главным отечественным предприятием по постройке подводных лодок
ФБА «Экономика сегодня»  / Степан Яцко

Подлодка «Ульяновск» завершит проект «Ясень»

Данный корабль завершит этот проект многофункциональных подводных лодок четвертого поколения, который начал разрабатываться в нашей стране еще во времена Советского Союза, но который был задержан в своей реализации на 15 лет из-за событий девяностых годов.

Первый корабль проекта – «Северодвинск», начал строиться еще в 1993 году, но был спущен на воду только в 2010, сейчас он находятся в строю. Второй корабль проекта – «Казань», который начал строиться в 2009 году, был спущен на воду в марте этого года. Сейчас он проходит комплекс так называемых заводских испытаний и встанет в строй только в следующем году.

Начиная со второго корабля, подлодки «Ясень» создаются по модернизированному проекту, в который были внесены новые решения, которые появились в России за эти двадцать лет.

Главной особенностью подлодок 885М явилось решение, принятое еще в Министерстве обороны СССР, по объединению всех нестратегических атомных подводных лодок в один проект. В результате, в семидесятые годы и появился проект многофункциональной атомной подлодки «Ясень».

Примечательно также, что изначально Москва планировала построить 30 таких подлодок, но из-за разрыва в реализации проекта, а также его высокой стоимости, остановилась на 7 судах.

Подлодка проекта 885М «Ясень» является передовой в мире
kremlin.ru  / Пресс-служба Президента России

Вряд ли Россия продолжит проект 885М

Старший научный сотрудник ВШЭ, военный эксперт Василий Кашин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что сложно говорить, будет ли этот проект окончательно закрыт или все-таки возможно строительство новых кораблей по этому технологическому решению.

Отметим, что в настоящий момент идут разговоры о проектировании многофункциональных атомных подводных лодок пятого поколения, но на реализацию этого проект потребуется так много времени, что если стране нужны корабли такого класса, то наиболее оптимальным решением является продолжение полностью готового проекта «Ясень».

«В рамках рассуждений по этому вопросу нужно понимать, что мы сегодня находимся в ситуации достаточно жесткой экономии бюджетных средств, что, естественно, накладывает отпечаток, как на весь оборонно-промышленный комплекс, так и на наиболее дорогостоящие военные проекты, где атомные подлодки, безусловно, занимают одно из ведущих мест», - констатирует Кашин.

И здесь нужно обратить внимание на тот момент, что в следующей программе вооружений РФ приоритетом является не военно-морской флот, а наши сухопутные войска и подразделения ВКС.

Российский военный бюджет имеет свои лимиты
Global Look Press  / Nikolay Gyngazov

Дизель-электрические подлодки не заменят атомные аналоги

«В результате, возникают сомнение, что проект 885М «Ясень» будет продлен и не закончится на этой подводной лодке «Ульяновск». При этом, по любым оценкам это современная и передовая подводная лодка, способная выполнять фактически любые поставленные командованием задачи и противостоять всем существующим сегодня противникам», - заключает Кашин.

Другой вопрос, что корабль получается очень дорогим, из-за чего количество построенных судов проекта 885М «Ясень» сокращено, если не до минимума, то очень серьезно урезано.

В этом плане можно вспомнить, что в России активно строятся дизель-электрические подлодки, которые в прибрежных морях должны выполнять похожие задачи, что и 885М «Ясень».

Дизель-электрические подводные лодки не могут заменить атомные аналоги
ru.wikipedia.org  / Общественное достояние

«Дизель-электрические подлодки всегда будут уступать в автономности, мобильности и общему числу вооружений своим атомным собратьям. Все-таки такие суда предназначены для действий во внутренних морях и для прикрытия подходов для наших баз на Тихом океане и на Севере. Так что, они не заменяют в полной мере атомные подводные лодки и не могут этого сделать, поэтому такие проекты не в состоянии стать здесь компенсацией», - резюмирует Кашин.

Актуальность атомных субмарин никуда не ушла

И в этой связи необходимо отметить, что развитие ситуации в мире говорит о том, что Россия в, любом случае, продолжит строительство многофункциональных подводных лодок.

«Например, существует точка зрения, что развитие средств ограничения маневра, которые сегодня есть на вооружении у китайцев – это баллистические противокорабельные ракеты, а также тяжелые противокорабельные крылатые ракеты, сделает авианосцы уязвимой платформой, а действовать в зоне поражения этих средств смогут только подводные лодки. Это говорит о том, что у таких средств, как проект 885М существует большое будущее», - констатирует Кашин.

Впрочем, это же вызывает много вопросов по сфере безопасности – у России и США нет таких вооружений, как у Китая, по той причине, что в 1988 году они подписали между собой договор РСМД. Так что, новые успехи Пекина могут изменить стратегический баланс в мире и заставить Москву и Вашингтон отказаться от существующих в РСМД серьезных ограничений.

Китай развивается серьезные противокорабельные средства
twitter.com  / @dir4bc

«В любом случае, это никак не связано с будущим атомных подводных лодок, где сейчас идет дискуссия только об их новом облике. В настоящее время на подходе огромное количество новых технологий, которые смогут сильно изменить это военное средство», - заключает Кашин.

В первую очередь, это текущие работы во всех ведущих военно-индустриальных странах мира над беспилотными подводными лодками, которые смогут действовать как самостоятельно, так и сообща с подразделениями военно-морского флота и с другими подлодками.