Оружие Украине или переговоры с Россией: США видят два варианта своих действий в Донбассе
facebook.com/ato.news  / 

После первой личной встречи президентов России и США – Владимира Путина и Дональда Трампа на саммите G20 в немецком городе Гамбург, Вашингтон учредил пост специального представителя Государственного департамента по Украине, который занял дипломат Курт Волкер.

Деятельность Волкера стала результатом встречи Путина и Трампа

Волкер сразу включился в работу, побывал в Донбассе и начал раздавать официальные заявления от лица Вашингтона по украинскому кризису. Последним из них стал его тезис, что США, хоть и находятся в тесной связи по данной проблеме с Москвой, Киевом Берлином и Парижем, а также всецело поддерживают «нормандский формат», как таковой, но становиться его непосредственным участником они не собираются.

Примечательно, что это было сказано Волкером в контексте усиления американской активности по Украине – достаточно вспомнить последние разговоры про то, что Вашингтон может начать поставки Киеву так называемого летального оружия для нужд Украинской армии.

В силу этого, можно предположить, что слова Волкера являются прямым следствием известной внешнеполитической тактики США, когда американцы обставляют все свои действия в третьих странах неофициально и не берут на себя обременяющих международных обязательств. С другой стороны – нормандский формат, если и не ушел в историю, то на сегодня совершенно точно не является эффективной платформой.

Главный научный сотрудник Института США и Канады Владимир Васильев в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» отметил, что в Государственном департаменте США сложилась не самая позитивная ситуация, поскольку на американский МИД сегодня свалилось очень много проблем.

Главный научный сотрудник Института США и Канады Владимир Васильев
Prt Scr youtube.com /

Внешняя политика США продолжает носить нестабильный характер

«Этих трудностей действительно много, в их числе и та же северокорейская проблема, которая опять серьезно обострилась. Есть еще и другие вопросы, поэтому не стоит удивляться тому, что все свои внешнеполитические проблемы США решить не могут», - констатирует Васильев.

В силу этого, как считает эксперт, причиной нежелания США вступить в нормандский формат может служить и общая неопределенность американской внешней политики и ее усталость в отношении Украины, которая является проблемой с очень большими потенциальными рисками.

В этом плане нельзя забывать про то, что в Вашингтоне сейчас идет жесткая внутриполитическая борьба между Белым домом и Конгрессом, из-за чего у США нет четкой внешнеполитической линии, а шаги американцев на мировой арене очень часто зависят от разнообразных нюансов.

Например, нужно это или нет президенту США Трампу в плане личного пиара или от того, кто конкретно сейчас контролирует тот или иной вопрос, как это случилось с Ближним Востоком и доминированием здесь американского министра обороны генерала Джеймса Мэттиса.

Глава Пентагона Джеймс Мэттис сегодня определяет всю политику США по Ближнему Востоку
Global Look Press / Brigitte N. Brantley

В решении проблемы Украины США не нужны Германия и Франция

«Также не нужно забывать про то, что для того, чтобы стать членами нормандского формата, Соединенные Штаты должны заручиться поддержкой всех четырех действующих участников данной платформы. Из-за этого, если хоть одна из сторон будет возражать, то Вашингтон не сможет войти в данную платформу по логичному принципу – «насильно мил не будешь», - резюмирует Васильев.

Возможно, участие американцев очень сильно приветствовала бы Украина, но есть Россия, а также Германия и Франция, которые имеют напряженные отношения с США.

«По этой причине Германия может также с большим опасением отнестись к возможности участия или полноправного подключения США к нормандской четверке», - заключает Васильев.

По словам Владимира Сергеевича, сегодня есть основания предполагать, что США с течением времени, возможно, хотели бы вытеснить «нормандский формат» или «нормандскую четверку» из процесса урегулирования современного украинского кризиса в Донбассе.

В украинском кризисе США не нужны Германия и Франция
president.gov.ua/Пресс-служба /

«Из-за кризиса в отношениях с Евросоюзом, для США могут быть неудобны Германия и Франция. Так что, вполне возможно, Вашингтон может обдумывать и такой поворот событий, когда влияние Парижа и Берлина от Украины будет постепенно нивелировано и отодвинуто в сторону», - констатирует Васильев.

Здесь возможен вариант, когда Франция и Германия отодвигаются от решения украинской проблемы, а сам этот вопрос обговаривается на переговорах между Россией и США или путем начала нового этапа эскалации конфликта в Донбассе.

США хотят сыграть самостоятельную игру по Украине

«Американцы хотят решить украинский вопрос так, как они его понимают. И здесь ситуация также постепенно меняется – ведь тот же вопрос о поставках летального оружия на Украину уже практически решен. И в случае, если данные поставки примут масштабный характер, то минский процесс, на котором, в конечном счете, и базируется нормандский формат, сразу прекратится, и мы получим на Украине совершенно новую реальность», - резюмирует Васильев.

Впрочем, это обстоятельство может и объяснять стремление США иметь дополнительный буфер в лице Франции и Германии в рамках нормандского формата, которые, естественно, настроены против поставок оружия Украине и дальнейшей эскалации ситуации в Донбассе.

Поставки американского оружия на Украину приведут к ликвидации минского процесса
Новостное агентство /

«Все это позволяет сделать вывод, что в случае реализации американской стратегии по поставкам Украине оружия, Германия и Франция будут Соединенным Штатам совершенно не нужны», - заключает Васильев.

Тем более, главной проблемой нормандского формата является то обстоятельство, что стороны, прекрасно понимая его неэффективность, не хотят делать шагов по выходу из этой платформы, чтобы не брать на себя ответственность за окончательную ликвидацию этой площадки. Естественно, США с их не самой миролюбивой стратегией учитывают этот фактор, из-за чего Волкер и сделал данное заявление по нормандскому формату.