Лето — традиционно высокий сезон продаж на автомобильном рынке, но, к сожалению, не в 2014 году, когда уже в июле объем продаж по всей России снизился на 22,4%.
Падение спроса на автомобили связано с целым комплексом причин, среди которых и падение курса рубля в начале года, повышение цен на импорт, острая политическая и экономическая ситуация в стране, что в конечном итоге привело к падению доверия потребителей, которые не спешат вкладываться в крупные покупки. И если одни эксперты ждут осеннего повышения спроса и настаивают, что падение продаж на автомобильном рынке в середине лета связано с периодом летних отпусков, тоже весьма непростым в текущем году в связи с продолжающимися банкротствами турфирм, другие, напротив, утверждают, что осенью ожидается еще большее падение рынка, особенно с введением новых санкций, которые, не влияя напрямую на продажу автомобилей, могут ослабить экономику страны в целом, что, естественно, отразится на покупательской способности россиян.
Вот как комментирует ситуацию представитель профсоюзной организации МПРА («Межрегиональный профсоюз рабочая ассоциация») на заводе «Фольксваген» в Калуге, Дмитрий Трудовой:
– Спрос на автомобильном рынке снизился везде, это общая тенденция, поэтому, если рассматривать завод «Фольксваген» в Калуге, который я представляю как член МПРА, то процент рынка, занятый маркой «Фольксваген», как был 10% от общего количества проданных автомобилей, так и остался, но вот спрос упал на 20% в целом.
Это видно по стоянке готовой продукции перед заводом. Сейчас она забита, хотя и лето, период, когда спрос на продукцию всегда высокий, а что будет осенью, когда упадет рынок, неизвестно, возможно, будет отменен ряд смен, пока, предположительно, одна рабочая смена, не более того.
Обсуждается также ряд вопросов по поводу выхода из этой ситуации. Мы рассматриваем вероятность выхода и на другие рынки, например, Средней Азии (Казахстан, Киргизия), к нам на завод приезжали представители Белоруссии, которые также заинтересованы в сотрудничестве.
Есть еще один плюс производства в Калуге. Автомобили марки «Тигуан», которые производятся в Калуге, технологически самые лучшие в мире, поэтому принято решение производить «Тигуан» для Евросоюза.
Сейчас обсуждаем производство иных видов продукции – не только автомобилей. Есть, куда двигаться, но на это требуется дополнительное финансирование и одобрение совета директоров.
В свою очередь нелегко сейчас приходится и продавцам. Так, Юлия Жиденко, ассистент отдела маркетинга автосалона «Рено Рольф Полюстровский Санкт-Петербург», соглашается, что 2014 год выдался непростым для всех. «Мы со своей стороны делаем все возможное, пускаем в ход «тяжелую артиллерию» комплексных рекламных кампаний в едином стиле на радио, в интернете, используем смс-оповещения, стараясь предложить будущим покупателям максимально конкретные предложения, без «воды», стараемся выполнять заявленные в рекламе обещания. В ситуации, когда приходится бороться за каждого клиента, я считаю, что, несмотря на некоторый спад, за счет политики «конкретных цифр» мы удерживаем наши продажи и не собираемся сдаваться», — говорит она.
В целом, складывающаяся на автомобильном рынке России ситуация еще раз доказывает, что в непростое кризисное время на современном рынке выживает не просто сильнейший, а тот, кто сможет быстрее всех отреагировать должным образом на изменения рынка, предлагая то, что необходимо потребителям здесь и сейчас.
Анна Ткачева