Угрозы c Ближнего Востока и соперничество с Турцией заставили Грецию заняться срочной модернизацией F-16
Греческие ВВС могли бы приобрести уже обновленные истребители, однако трудная экономическая ситуация в стране этого не позволяет.
США одобрили возможную продажу более 120 комплектов для модернизации истребителей F-16 от Lockheed Martin своим греческим партнерам. Сделка стоимостью более 2 миллиардов долларов в очередной раз подчеркивает значимость и ценность усовершенствованных истребителей 4-го поколения, особенно для таких стран, как Греция, которые не всегда могут позволить себе приобрести новейшие дорогостоящие самолеты-невидимки 5-го поколения, пишет thedrive.com.
Объявление о намечающейся сделке было сделано 17 октября 2017 года, когда президент США Дональд Трамп встретился с премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом в Вашингтоне. Трамп, который неоднократно критиковал страны НАТО за то, что они не в полном размере вносят свои вклады в оборонный бюджет альянса, не скрывал радости касаемо решения Греции потратить положенные два процента своего ВВП на военные нужды НАТО и модернизацию F-16.
«Они модернизируют свой воздушный флот – в частности, истребитель F-16, который является потрясающим и незаменимым самолетом, - сказал Трамп накануне двусторонней встречи. -У них в планах большие обновления».
По данным Агентства США по сотрудничеству в области оборонной безопасности, полный пакет включает в себя необходимые компоненты, чтобы довести 123 имеющихся в наличии у Греции истребителей F-16C и D до нового стандарта F-16V от Lockheed Martin, который компания впервые представила в 2012 году. Обновления затрагивают компьютеры, навигационные системы, многофункциональные дисплеи, транспондеры Advanced Identification Friend (AIFF) и системы связи Link-16.
Безусловно, наиболее важным обновлением является замена механически сканируемых радаров самолета на активные радары с электронным сканированием типа AN / APG-83, также известными как Scalable Agile Beam Radar (SABR). Более быстрое сканирование и возможность точнее определять цели на более длинных диапазонах, а также способность обнаруживать меньшие по размеру воздушные цели, летящие на малой высоте – все это серьезно увеличивает потенциал старых F-16C.
«Обновление радаров имеет решающее значение для F-16, ведь оно даст истребителю тактическое преимущество, которое он заслуживает, и мы гордимся тем, что предоставляем эту новейшую технологию для безопасности и эффективности полетов наших истребителей», - отметил президент США.
Имея в наличии 123 комплекта для модернизации, Греция сможет обновить все свои 115 истребителей F-16C. Общая оценочная стоимость покупки составляет чуть более 2,4 миллиарда долларов. Если Греция продолжит сделку, то станет третьей страной, купившей пакет F-16V.
Решение Греции модернизировать старые истребители, вместо того, чтобы покупать новые, по некоторым оценкам, позволит ей сэкономить более, чем 19,5 миллионов долларов на каждом самолете.
Судя по всему, причиной модернизации послужило то, что Греция стремится соответствовать военным возможностям Турции, которая в скором будущем планирует приобрести F-35 и построить свой собственный истребитель пятого поколения, известный как TFХ. Хоть обе страны и являются членами НАТО, греки и турки долгое время были соперниками, в частности, по причине разногласий касаемых Кипра.
Помимо Турции, Греция также должна учитывать угрозы безопасности, исходящие с Ближнего Востока, в частности, из Сирии и Северной Африки. Помимо перспектив модернизации своих F-16, страна также надеется обновить свои ракетные системы С-300 класса «земля-воздух» (российского производства), которые она приобрела в 1997 году в рамках сделки по ослаблению напряженности с турецким правительством.
К сожалению, финансовый кризис 2007 года сменился депрессией в 2009 году, и с тех пор экономика страны находится на долгом и мучительном пути к восстановлению. В июне 2017 года Международный валютный фонд разрешил Греции снизить свои ежемесячные платежи по долгам в обмен на согласие греческих властей ввести различные меры жесткой экономии в стране (такие, как изменения в трудовом законодательстве страны и изменения в национальной системе социального обеспечения). Греции пришлось отложить покупку F-35, по крайней мере, до 2025 года.
В настоящее время греческие ВВС нуждаются в серьезной модернизации. Приведение крайне разнородного и устаревшего флота страны к единому стандарту помогло бы сократить затраты на техническое обслуживание и логистику. Эти деньги могут пойти на новые закупки или же компенсацию нехватки бюджета.
Учитывая проблемы с бюджетом страны, следует серьезно задуматься, смогут ли греки в конечном итоге полностью оплатить проект модернизации воздушного флота и профинансировать все свои остальные инициативы. Правительство Греции настаивает на том, что оно будет продолжать исправно тратить два или более процентов ВВП страны на оборону и безопасность НАТО (лишь каждая пятая страна альянса выполняет это обязательство).
Однако несмотря на то, что Греция твердо намеревается продолжать тратить значительные средства на свою оборону (особенно в свете расширения военного потенциала Турции и ее растущего регионального влияния), есть вероятность, что она просто-напросто не сможет этого сделать. Греции срочно нужно привести в порядок свою экономику. Неграмотное распределение бюджета может легко замедлить процесс модернизации или существенно ограничить количество F-16, которые, в конечном итоге, дождутся обновления.