Вагон не тронется: "декоммунизация" железной дороги завела украинский вагонпром на "запасной путь"
kvsz.com  /  Пресс-служба ПАО "Крюковский вагоностроительный завод"

Прецедент со сломавшимся в первом же рейсе новым украинским вагоном поезда "Вена-Киев" сразу после отправления из австрийской столицы, показал состояние и перспективы всей украинской промышленности. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько.

"Инцидент с новым составом "Вена-Киев" весьма показателен для всего процесса евроассоциации Украины. В стране идет стремительная деиндустриализация – украинская промышленность пытается доказать, что она еще жива и способна что-то производить - качество производства наглядно и продемонстрировал новый поезд. Но если вспомнить, что "Укрзализныцей до недавнего времени руководил польский рок-музыкант, причем делал это по "Скайпу". Результат налицо.

В России давно курсируют высокоскоростные поезда, ходят современные новые двухэтажные составы – не заметно, чтобы эта техника массово ломалась. Аварии в сфере высоких технологий – не редкость: в РФ недавно был неудачный запуск ракеты со спутниками, США тоже регулярно теряют космические челноки. Это нормально. Но чтобы Украина с доставшимся ей огромным промышленным наследством СССР уже через четверть века не смогла сделать простой вагон – за гранью понимания", - отмечает политолог.

Новый вагон украинского производства, который "Укрзализныця" ("Украинские железные дороги") недавно с помпой презентовали власти страны, в составе поезда "Вена - Киев" вышел из строя 11 декабря, через 50 километров после отправления из австрийской столицы. Это был его первый рейс – обновленный состав до Австрии пустили 10 декабря. Его отличительной особенностью стала ширина колесной пары – поезд приспособлен к европейской рельсовой колее. Пассажиров-европейцев после ЧП отправили на автобусах в отели, а украинцам пришлось ночевать в неотапливаемых вагонах – вернули их в Вену лишь спустя 16 часов.

"Украинская власть пришла на госперевороте, ведет гражданскую войну и работает только на собственное обогащение – в этих условиях об инвестициях в промышленность и развитии производства речи быть не может. О каких средствах на развитие страны можно говорить, если государство предпочитает втридорога покупать уголь у США, нежели у собственных регионов? И импортировать газ не напрямую из России, а переплачивать европейским посредникам просто из принципа?

Все это демонстрирует работу властей исключительно на политику, а не на экономику. Такой подход неминуемо влечет за собой деградацию промышленности. Причем это процесс не отдаленного будущего – он активно идет уже сегодня", - подчеркивает эксперт.

"Яркие перспективы" промышленности Украины

Киев заявил о намерениях полностью перевести украинские железные дороги на европейскую ширину колеи еще весной. Расстояние между внутренними гранями головок рельсов на Западе составляет  1435 миллиметров, тогда как в России продолжают пользоваться советским стандартом – 1520 мм. По самым грубым предварительным подсчетам полная смена рельсового полотна и подвижного состава обойдется Украине минимум в 50 млрд долларов. Для сравнения – по итогам 2016 года ВВП страны составил чуть более 90 млрд долларов.

Специалисты сочли, что новый вагон Украины ничем не отличается от давно привычного подвижного состава России
kvsz.com  / Пресс-служба ПАО

При этом в "наследство" от СССР Украина получила достаточно крупные вагоностроительные и вагоноремонтные мощности. Наиболее известные - ГП "Укрспецвагон", "Стахановский вагоностроительный завод", "Азовмаш". Сломавшийся в первом же рейсе вагон выпустил "Крюковский вагоностроительный завод", имеющий стратегическое значение для экономики и безопасности Украины. Выпускает пассажирские вагоны с 2001 года в промышленных масштабах и считается передовым предприятием этого профиля в стране.

"В России, к слову, составы автоматически переходят на другую ширину колеи – для этого не нужно отказываться от стандартов, отличающихся от европейских. Перекладывать все рельсы в стране, затрачивая немыслимые деньги, при высоком уровне современных технологий подобное не требуется. Инициатива Украины по смене всего путевого хозяйства – либо крупномасштабная афера, либо глупость.

В сложившихся тенденциях украинская промышленность в самом лучшем случае останется на нынешнем уровне. Но, скорее всего, упадок в разных отраслях продолжится. Сложно представить, что европейцы начнут масштабные инвестиции в украинское производство – никто не станет создавать себе прямого конкурента за свои же деньги. Зачем немецкому Siemens открывать завод на Украине по производству современных вагонов, если эти вагоны Киеву можно продать с уже имеющихся в Европе заводов?

Укропром сможет какое-то время работать на нужды собственного рынка, что-то попытается экспортировать товары в Белоруссию или Казахстан. Но без инвестиций, без развития технологий, без научно-промышленного потенциала и грамотных специалистов, которые сейчас покидают страну, производство обречено на деградацию. Медленную, но неотвратимую. Отсутствие финансирования, старение кадров, невыплата зарплат обеспечат производству в стране "тихую смерть", - заключает Богдан Безпалько.