В Москве 22 августа в рамках пресс-конференции «Будущее угольной отрасли. Повлияют ли на географию российского экспорта санкции?» эксперты обсудили судьбы угольной отрасли Украины и угольщиков Донбасса, оказавшихся в эпицентре войны. По прогнозам, уже в октябре украинское население ощутит остановку угледобычи в Донбассе.
Председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук отметил: «То, что произошло с Донбассом, — это трагедия. Я знаю, что много шахтеров ушло в ополчение. В Донбассе уже сформировано два шахтерских батальона, формируется шахтерская дивизия».
Это происходит в результате разрушения шахт. «Складывается впечатление, что Украина решила не тратить деньги на закрытие шахт, как это было в России в 1990-е годы, а просто их уничтожить, и тогда людям не нужно будет платить выходные пособия, компенсации», — поделился эксперт.
Промышленность Украины остановлена. Международный банк, по словам главы профсоюза горняков, требует от правительства Украины снять с бюджетной поддержки шахты, которые были наполовину государственными. По оценкам экспертов, уже в октябре украинское население ощутит остановку угледобычи в Донбассе.
Генеральный директор Института конъюнктуры рынка угля, профессор Александр Ковальчук подчеркнул: «При нехватке угля на юго-востоке Украины у России есть возможность направить туда свой уголь. Однако за экспорт надо платить — но нечем, а поставщики российского угля поставлять бесплатно сырье не могут». Иван Мохначук подчеркнул, что в России все угольные компании — частные, и вряд ли частники последуют примеру государственного «Газпрома» и станут кредитовать углем украинцев, прекрасно понимая, что им за это никто не заплатит. «У нас есть возможность нарастить объем добычи угля и поставить на Украину 10-15 млн тонн, но бесплатно мы поставлять не будем, - сказал Иван Мохначук, - и сомневаюсь, что угольщики России захотят делать это под государственные гарантии».
Тем не менее, эксперты предположили, что при поддержке российского правительства уголь в Донбасс можно было бы направлять в качестве гуманитарной помощи.
Проблема усугубляется тем, что война нарушила транспортную инфраструктуру угледобычи на Украине, которая является европейским лидером по железнодорожной плотности. По словам Ивана Мохначука, «железнодорожные ветки действуют, а контактная сеть уничтожена». При том что главным транспортным средством в украинской угольной отрасли была электровозная тяга, это удар по отрасли: теперь во время восстановления угольной отрасли придется «использовать тепловозы или даже паровозы». «Другое дело — что возить, угля ведь нет, донбасские и луганские шахты не добывают уголь, а это больше половины добычи угля для Украины, и в том числе угля для электроэнергетики», - заметил Мохначук.
«Угольная промышленность разделилась на два сектора: частный, куда отошли наиболее производительные шахты, и высокозатратные, низкопроизводительные шахты, которые остались в госсекторе, - напоминает об особенностях украинской угольной индустрии Александр Ковальчук, - причем по численности занятых они примерно одинаковы, хотя в объеме добычи есть существенная разница». Что характерно, сейчас страдают именно «государственные» шахты, и у экспертов даже есть предположение, что делается это намеренно. Вряд ли кто-либо на Украине собирается (и имеет возможности) восстановить их, когда закончится эта война. А пока огромное количество людей остается без работы, и многие шахтеры едут в Россию. Теперь перспектива их трудоустройства — непростая забота россиян.
Российские шахтеры, выражая братскую солидарность с угольщиками Донбасса, помогают беженцам получить работу в российских шахтах.
Глава профсоюза горняков Иван Мохначук рассказал: «Беженцы с Украины приехали в Воркуту, Хабаровский, Красноярский край, Кемеровскую и Ростовскую области. Всех, кто захотел работать в шахте, мы устроили. В Сибири и жилье даже шахтерам с юго-востока предоставляют, работу находят им и членам семьи, особенно если есть в регионе дефицит специалистов — например, врачей... Но надо понимать, что в целом в угольной отрасли России работает порядка 170 тысяч человек, и на шахтах — порядка 70 тысяч шахтеров. А на Украине в угольной отрасли работало около 400 тысяч человек...»
Россия, так или иначе, решит проблему с трудоустройством донбасских шахтеров, а что касается Украины, то «регион втягивается в глубокий социально-экономический кризис», - считает начальник Управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при Правительстве РФ Александр Курдин. Напомним, что по оценкам экспертов в результате войны в Донбассе и Луганске сегодня порядка двух миллионов безработных, и к тому же ожидаются очень серьезные экологические последствия в результате остановки работы и разрушения шахт.
«Украину ждет очень тяжелая ситуация», - заявил эксперт Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Онищук и пояснил, что в силу особенностей угольной промышленности отрасль придется практически «отстраивать» с нуля.
Кирилл Кумач
Фото: photl.com