Возможная встреча президента РФ Владимира Путина, президента Турции Реджепа Эрдогана и президента Ирана Хасана Рухани является для Анкары продолжением политической игры, которая идет между этими странами по Сирии – считает ведущий научный сотрудник Центра азиатских исследований ВШЭ Алексей Образцов.
Трехсторонний саммит является следствием переговорного процесса
Отметим, что Путин и Эрдоган обсудили по телефону перспективу проведения трехстороннего саммита с участием их иранского коллеги Рухани для обсуждения ситуации, которая сложилась на территории Сирии.
Другой вопрос, что пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков также заметил, что дата этой встречи пока не назначена.
Примечательно, что это не первый такой разговор между Путиным и Эрдоганом по проблемам Сирии – ранее Песков сообщал, что лидеры России и Турции акцентировали внимание на важности четкого и неукоснительного соблюдения астанинских договоренностей о создании зон деэскалации в Сирии. Кроме того, Путин и Эрдоган подчеркивали важность соблюдения резолюции 2254 СБ ООН по урегулированию данного конфликта.
Также важно обратить внимание, что основным пунктом резолюции 2254 СБ ООН является соблюдение принципа суверенитета и территориальной целостности Сирии, а, как мы знаем, Турция в одностороннем порядке начала свою военную операцию в северо-западном курдском анклаве Африн и ведет сейчас в этом регионе напряженные боевые действия.
Дела турок в Африне идут не очень хорошо
Например, можно говорить о том, что «блицкрига» у турок не получилось, несмотря на подавляющее преимущество в тяжелом вооружении, которого у курдов практически нет. Кроме того, тот факт, что в последнее время ВВС Турции не проводят полеты над Африном и то обстоятельство, что туда прибыло значительное подкрепление из других курдских кантонов, свидетельствует о том, что дела у Анкары идут здесь тяжело и существует осязаемый риск получения серьезных осложнений.
В этой связи, трехсторонние переговоры Турции с Россией и Ираном, которые находятся в Сирии на легальных основаниях, взаимодействуя с правительством сирийского президента Башара аль-Асада, являются совершенно логичными.
Ведущий научный сотрудник Центра азиатских исследований ВШЭ Алексей Образцов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что нельзя говорить о том, что дела у турок в Африне идут совсем плохо.
«Военная группировка Турецкой армии там развернута – возможно, она не является многочисленной, но все-таки это та военная сила, с которой приходится считаться. При этом, как представляется, главной целью, которая стоит здесь перед Турцией, является демонстрация лояльности по отношению к своему армейскому руководству», - констатирует Образцов.
Эрдоган заигрывает с собственными военными
Напомним, что Эрдоган находится в конфликте с руководством Вооруженных сил Турции, который уже вылился в попытку военного переворота, предпринятого несколькими генералами летом 2016 года.
Это было логичное событие, учитывая, что армия в Турции со времен Кемаля Ататюрка является гарантом светского развития страны, и по этой причине она совершила целую серию военных переворотов. В этой связи, Эрдоган, являющийся исламистом, изначально воспринимался в турецком армейском руководстве, как крайне негативная фигура.
Тем более, все это коррелирует с тем, что Эрдоган целенаправленно пытается установить в Турции президентскую форму правления и завязать все институты власти на себе. Данный процесс не пользуется поддержкой, как минимум, половины населения Турции, и все это накладывает очень серьезный отпечаток на внутриполитическую ситуацию в этой стране.
Поэтому Эрдоган вынужден заигрывать с военными, которые были унижены политической люстрацией, предпринятой Анкарой после того, как в Турции произошла попытка государственного переворота.
Россия, Турция и Иран хотят сверить свою оценку внутренней ситуации в Сирии
«Соответственно, события в Африне – это скорее демонстрация того, что Анкара продолжает контролировать вооруженные силы. Это должно показать, что политическое руководство Турции и высшее командование Турецкой армии, несмотря на попытку военного переворота, продолжают находиться в плотном взаимодействии», - резюмирует Образцов.
Как замечает эксперт, в Турции никто не ожидал каких-то быстрых успехов от операции в Африне, поскольку курдские отряды имеют боевую выучку и боевой опыт, а также значительное финансирование из Соединенных Штатов.
«Что касается непосредственно трехсторонней встречи, то здесь Россия, Турция и Иран преследуют собственные интересы, и если мы говорим про турецкую сторону, то здесь играет роль то обстоятельство, что в Анкаре даже мифическая угроза сепаратистских настроений, всегда воспринимается чрезвычайно чувствительно», - заключает Образцов.
По словам Алексея Васильевича, данный саммит станет дежурной встречей, на которой стороны обсудят свое взаимодействие в Сирии, а также зоны влияния, чтобы исключить риск каких-то возможных неприятных ситуаций.
«Здесь нужно обратить внимание и на то обстоятельство, что ни Москва, ни Анкара, ни Тегеран не заинтересованы в том, чтобы США участвовали в сирийском процессе. Впрочем, решить эту проблему в рамках даже трехсторонних переговоров не удастся, хотя этот вопрос, наверняка, будет здесь обсуждаться», - констатирует Образцов.
Соответственно, все это является продолжением традиционного переговорного процесса по Сирии, что особенно важно, учитывая, что сегодня американцы под видом Международной коалиции нанесли очередной противозаконный удар по Сирийской армии. В рамках такой политики США данные переговоры России, Турции и Ирана могут дать позитивный результат.