Центризбирком вновь заявил, что бизнесмен и кандидат от коммунистов Павел Грудинин не предоставил справку о закрытии иностранных счетов. Почему Грудинин хитрит, утверждая о том, что проблем со счетами нет, объяснил член экспертно-аналитического клуба «Будущее сегодня» Сергей Простаков.
Январский обман
Грудинин в момент регистрации владел пятью счетами в австрийских банках, о которых он забыл упомянуть при подаче заявления в ЦИК. 8 января Грудинин предоставил ЦИК уведомление о том, что не имеет наличных и других ценностей в иностранных банках, документ о размере и источниках доходов, в котором обнаружились вклады в венском офисе банка Лихтенштейна.
12 января в ЦИК заявили, что накануне подачи заявления Грудинин избавился от иностранных ценных бумаг на сумму в 7,5 млрд рублей. Информация о миллиардных суммах на счетах директора подмосковного совхоза вызвала бурный резонанс. И журналисты стали задавать Грудинину конкретные, но не очень приятные вопросы, вызвав раздражение кандидата.
Бизнесмен стал объяснить, что иностранные счета нужны были для лечения больных родственников – сестры и матери. Ценные бумаги – еврооблигации и опционы - видимо, тоже приобретались с «терапевтической целью». Кроме того, помимо австрийских счетов на 1 декабря у Грудинина был открыт счет в швейцарском банке. И не один.
Февральский обман
Грудинин объявил, что закрыл все иностранные счета. Однако в ФНС заявили, что данных о закрытии последних счетов у них нет. Контрольные органы полагают, что два швейцарских счета и два австрийских вполне могут быть действующими. И Центральная избирательная комиссия, соответственно, также не информирована об их закрытии.
«Запрос Павлу Николаевичу по этим вопросам мы направили, ответа пока не получили», - заявил заместитель председателя ЦИК Николай Булаев. А глава ЦИК Элла Памфилова попросила кандидата предоставить данные о закрытии его зарубежных счетов в срочном порядке, чтобы тем самым проявить «максимальное уважение к более чем 100 млн избирателям».
Маневр с «уклонением»
Грудинин в свое время закрыл два счета в швейцарском банке, данные о них был в ФНС, но у ЦИК информации о них не было. По сути, выходит, что либо Грудинин запутался в собственных деньгах, что маловероятно для бизнесмена такого уровня, либо решил скрыть от ЦИК свою неготовность пожертвовать надежностью иностранных банков, о которой он так много говорит на встречах с прессой и избирателями.
Сергей Простаков отметил в интервью «Федеральному агентству новостей», что «выдвижение Грудинина делалось в спешке», наличие иностранных счетов у крупного бизнесмена вполне понятно, а объяснения с ЦИК похожи на намеренное затягивание времени. По его мнению, стоит принять жесткие меры в отношении Грудинина, чтобы это стало «предостережением для кандидатов всех уровней на будущих выборах».