Введенный кабмином новый порядок управления средствами Фонда национального благосостояния (ФНБ) горячо обсуждался весь 2017 год. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель направления финансы и экономика Института современного развития Никита Масленников.
"К решению изменить порядок управления средствами ФНБ шли весь 2017 года – страна потратила практически весь Резервный фонд на покрытие дефицита бюджета, что было оправдано, но нужно смотреть в будущее. ФНБ исторически создавался для финансовой стабильности российской пенсионной системы, а в 2016 году средства из его направлялись на федеральные проекты. Кроме того, его деньги вкладывали в депозиты Внешэкномбанка (ВЭБ).
Сейчас финансовое положение ВЭБ более прочное, чем несколько лет назад. И правительство исходит из тезиса: суверенных средств стало меньше, а риски растут. Глобальная экономика, скорее всего, до 2020 года столкнется с очередным спадом – темпы мирового роста тормозятся, а "коррекция рынков" может вылиться в ситуацию модели 2008-2009 годов. Правительство РФ понимает: нужно "накачивать подушку безопасности", в первую очередь финансовой. А значит, придется менять правила обращения с деньгами ФНБ. ", - отмечает экономист.
Правительство утвердило постановление об усовершенствовании порядка управления средствами ФНБ в сторону ужесточения – соответствующее распоряжение подписал премьер Дмитрий Медведев. Основная заявленная цель - обеспечение сохранности суверенных средств. Постановление запрещает размещать деньги фонда на депозитах Внешэкономбанка для обеспечения достаточности его капитала, а также на депозитах и в облигациях российских кредитных организаций для финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов из перечня правительства РФ. Для Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) установлена максимальная "планка" в 290 млрд рублей.
"В случае нового глобального спада России понадобятся немалые суммы на покрытие дефицита бюджета и стабилизацию пенсионной системы. С первым пунктом проще – как известно, бюджет РФ выходит "в ноль" при нефтяных котировках в 63 доллара за баррель. Уже сегодня можно предположить, что в 2018 мы увидим профицит – Минфин прогнозирует его в 2%, более осторожное Минэкономразвития – чуть более 1%.
С пенсионным фондом сложнее – в 2018 году его дефицит составит примерно 2 триллиона рублей, и эти суммы пока покрываются из федерального бюджета. Но если начнутся глобальные потрясения, лучше иметь эти деньги в запасе. Кабмин оптимизирует расходы, чтобы в суверенном фонде сформировать максимальную "подушку безопасности". А о тратах на федеральные проекты спорят достаточно давно, и причина не только в экономии – есть более универсальные средства на их финансирование", - подчеркивает эксперт.
Ставка на резерв
Отныне размещение средств ФНБ в новые финансовые активы допускается в объемах, не приводящих к снижению ликвидной части средств ФНБ ниже уровня 7 процентов прогнозируемого объема валового внутреннего продукта. Одновременно на суверенные деньги запрещается приобретать паи инвестиционных фондов – РФПИ единственное исключение.
ФНБ сформировали в 2008 году после разделения Стабилизационного фонда. Фонд стал частью механизма пенсионного обеспечения россиян на длительную перспективу, но его активы использовали для борьбы с кризисом в 2008-2009 годов. Он формируется за счёт нефтегазовых доходов по бюджетному правилу и от управления собственными средствами. Максимального размера в 5,3 триллиона рублей фонд достиг в марте 2016 года, сейчас он насчитывает более 3,7 триллиона.
"Наполнение по бюджетному правилу означает: если мировые цены на нефть превышают 40 долларов за баррель, доходы сверх этого показателя направляются в ФНБ. Суверенными средствами финансировали федеральные проекты потому, что не видели иного выхода, но сейчас они появились. К примеру, механизм инфраструктурной ипотеки, ориентированной на крупные долгосрочные бизнес-идеи под выпуск облигаций с госгарантиями. Системный эффект такого подхода для экономики РФ гораздо выше.
Идут дискуссии насчет источников финансирования такого метода –это могут быть прямые бюджетные траты, но тогда нужно как-то менять бюджетное правило. Либо это финансирование через Фонд инфраструктурного развития, но появляется дополнительный посредник между Минфином и заемщиком. Но эти вопросы не принципиальны и вскоре будут решены.
В любом случае ужесточение управлением деньгами ФНБ оправдано – мы разгружаем фонд от лишних функций по инвестированию, сосредотачивая его на накопления. Потому что в случае глобальных экономических потрясений пенсионную систему страны придется стабилизировать – эту страховку стране необходимо иметь. Тем более, она закреплена законодательно", - заключает Никита Масленников.