Влиятельнейшее американское издание New York Times попыталось разобраться в коррупционных схемах в армии Украины и участии в них самого президента Незалежной Петра Порошенко.
Газета рассказала, что в прошлом месяце Минобороны Украины заявило о закупке и доставке 100 новых военных машин скорой помощи. Но при этом никто и словом не обмолвился о том, что часть этих машин уже сломались, как и о том, что автомобили были проданы военным-контрактникам компанией «Богдан Моторс». Последней, кстати, владеет высокопоставленный чиновник Олег Гладковский, являющийся ответственным лицом за закупки для ВСУ и старинным приятелем Петра Порошенко.
Издание напоминает, что, начиная с 2013 года военные затраты Украины выросли с 2,5% ВВП до более 5%, что равно примерно 6 млрд. долларов. Понятно, что когда речь идет о таких крупных суммах, неизбежно появление коррупции. «Какой смысл Украине бороться за свое тело на Донбассе, если она теряет свою душу из-за коррупции», - отметил в прошлом году госсекретарь США Рекс Тиллерсон, комментируя новости Украины.
По мнению Елены Тенгуб, директора Независимого комитета по защите от коррупции (исследовательская группа, финансируемая западными спонсорами), большинство коррупционных схем, практикуемых в оборонной отрасли страны, перекочевали в нее из энергетического сектора. Напомним, что в оборонной отрасли большинство операций представляют собой государственную тайну.
Ранее Олег Гладковский признавал, что открытого публичного тендера на закупку «скорых» не было. И тому есть простое объяснение. «Чтобы не допустить вмешательства России путем подачи заявок с помощью фейковых компаний, что не раз повторялось во время проведения конкурсных торгов», - утверждает Гладковский. При этом он отрицает, что каким-либо образом влиял на решение закупить машины именно у его компании. И действительно – никаких доказательств найти не удастся, говорит Виктор Чумак, заместитель главы антикоррупционного комитета Верховной Рады: «Слияние политики и бизнеса – наша самая большая проблема», - утверждает он.
«Десятилетиями Украина была полностью поглощена коррупцией, - отмечает Артем Сытник, директор Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ). – Эти схемы сейчас воссоздаются и работают снова. Некоторые люди просто не хотят от них избавляться».