Решение послов 28 стран-членов Евросоюза продлить санкции в отношении российских физических лиц и компаний является техническим – считает доцент МГИМО, политолог Николай Топорнин.
Евросоюз продлевает самый первый пакет антироссийских санкций
Никто и не думал, что будет другое решение, несмотря на то, что антироссийские санкции в Евросоюзе имеют сомнительную правовую основу, которая постоянно оспаривается внутренними силами в данном наднациональном объединении.
Технически, продление санкций произойдет на Совете Европе 12 марта, а это решение просто подготавливает данный шаг. Все это из-за того, что в Евросоюзе действует принцип консенсуса и, чтобы не было сюрпризов, все такие действия тщательно прорабатываются.
Кроме того, необходимо обратить внимание, что речь здесь идет о самом первом пакете антироссийских санкций, которые Евросоюз ввел против нашей страны сразу после начала крымских событий. Тогда, на основании общей позиции коллективного Запада, что возвращение Крыма является нарушением международного права, Брюссель принял данное решение и ввел первый пакет санкций против России, которое, впрочем, не оказывало существенного влияния на наши экономические связи.
Реальное усиление европейских санкций произошло после крушения лайнера MH-17 компании Malaysia Airlines в небе над Донецкой областью, после чего Евросоюз ввел в отношении России так называемые секторальные санкции.
Антироссийские санкции постепенно превращаются в решето
Естественно, крушение MH-17 стало только поводом для лоббирования санкционных мер в Евросоюзе со стороны США, что видно хотя бы по «расследованию» причин катастрофы этого лайнера, но именно после этого санкции приобрели свою современную форму, а после появления второго пакета минских соглашений, они были плотно привязаны к их выполнению.
Все это говорит о том, что европейские санкции против России имеют рыхлую форму, которую Брюссель интерпретирует так, как ему нужно в каждой конкретной ситуации. Также нельзя забывать про то, что на санкции в Евросоюзе оказывается серьезное давление, поскольку многие коммерческие круги недовольны ограничительными мерами в отношении России.
Это уже привело к тому, что сделки между Россией и Францией проходили в обход санкций, причем аналогичную линию применяют даже США, которые временно отменили персональные санкции в отношении руководителей российских спецслужб.
Данные факты говорят о том, что западное отношение к санкциям достаточно цинично, и оно не исходит из статуса Крыма, ситуации на Украине или проблемы Донбасса, а только из политики коллективного Запада по России, которую формируют США и отчасти другие ведущие державы. При этом, именно они и нарушают эти ограничения в той ситуации, когда отношения с Россией поверх всей этой политической риторики им действительно нужны и выгодны.
В Евросоюзе многие негативно относятся к антироссийским санкциям
Таким образом, возникает вопрос, а возможна ли здесь модификация между Россией и Западом, причем не в виде полной отмены санкций, а хотя бы путем частичного или ситуационного их ограничения, что уже не раз случалось на практике.
Доцент МГИМО, политолог Николай Топорнин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что в Европе многие силы крайне негативно относятся к антироссийским санкциям и считают, что они не приносят никакого эффекта.
«В качестве эффекта здесь понимается изменение внешней политики России, чего европейцы так и не смогли добиться, несмотря на все свои надежды по поводу антироссийских санкций. Это официально заявляли Греция, Венгрия, Кипр и многие другие малые страны континента. Также можно сказать, что в ведущих странах есть политические силы, которые выступают против санкций – в частности, здесь нужно вспомнить «Альтернативу для Германии», - констатирует Топорнин.
По словам Николая Борисовича, все эти силы можно долго перечислять, но пока эти политические силы не находятся у власти в ведущих государства Евросоюза, что делает отмену или ограничение санкций попросту невозможным.
Санкции будут продлеваться до серьезных изменений в глобальной политике
«Более того, среди лидеров Евросоюза есть единая линия, по которой антироссийские санкции привязываются к выполнению минских соглашений, а также к вопросу о национальной юрисдикции Крыма», - резюмирует Топорнин.
При этом, самые жесткие и неприятные к нам санкции привязаны именно к ситуации в Донбассе, из-за чего те ограничения, продление которых было сегодня согласовано в Брюсселе, во всей этой проблематике занимает вторичное место.
«Соответственно, главный вопрос здесь заключается в том, как реализовать минские соглашения. На сегодня не понятно, как это можно сделать, поскольку данный процесс пробуксовывает уже четвертый год, причем какого-либо эффективного решения здесь не видно. При этом, европейские лидеры по этому вопросу постоянно говорят одно и то же – достаточно здесь послушать Ангелу Меркель или Эммануэля Макрона и услышать дежурные и бессмысленные отсылки к минским соглашениям», - заключает Топорнин.
Новой главой во всей этой ситуации стала история с миротворцами, хотя в минских соглашениях нет ни слова о том, что этот конфликт может быть решен подобным путем, что еще раз показывают всю условность данного договорного пакета.
«Евросоюз ведь сам себе здесь противоречит, поскольку если будут введены миротворцы, но не выполнены минские соглашения, санкции против России все равно останутся, но, в то же время, мы постоянно слышим от европейских лидеров совсем другие слова по этому принципиальному вопросу», - констатирует Топорнин.
Все это говорит о том, что эти разговоры о снятии санкций не имеют смысла вплоть до того, как в отношениях между Россией и Евросоюзом, Россией и Западом не произойдет существенный внешнеполитический сдвиг.