Высокие экспортные пошлины могут вернуть бензин на внутренний рынок
dtp56.ru  / 

Готовность игроков нефтяного рынка сдерживать розничные цены на бензин упираются в нынешнюю выгоду от экспорта, и вынудить нарастить поставки на внутренний рынок государство может за счет повышения экспортной пошлины. Такое мнение озвучил директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

В апреле производители подняли цены на бензин на 13% по сравнению с мартом
dtp56.ru  / 
Представители крупнейших нефтяных компаний готовы сдерживать нынешние розничные цены, что может помочь стабилизации оптового рынка. Об этом было заявлено по итогам встречи вице-премьера Дмитрия Козака с игроками рынка. 

"Договорились с крупнейшими нефтяными компаниями с учетом принятых решений о снижении фискальной нагрузки на компании отрасли, крупнейшие компании подтвердили готовность выдерживать текущий уровень розничных цен на бензин и дизельное топливо. Рассчитываем, что это решение также окажет существенное стабилизирующее влияние на цены на оптовом рынке", — приводит РИА Новости слова представителя вице-премьера Ильи Джуса.

В апреле производители подняли цены на бензин на 13% по сравнению с мартом (год назад за аналогичный период рост был 4,9%),.

Несколько дней назад Дмитрий Козак сообщал о решении снизить акцизы на дизель на 2000 рублей на тонну от действующих, на бензин — на 3000 рублей для стабилизации цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Это должно произойти с 1 июля.

Соблазн выгодного экспорта

Главная проблема в том, что сегодня игрокам рынка наиболее выгодно отправлять нефть и нефтепродукты на экспорт, говорит Сергей Правосудов. Соответственно, если вам выгоден именно экспорт, вы будете максимально стараться это делать.

"Ожидаемое снижение акцизов, да, будет аргументом - правительство имеет право требовать, мол, если мы снижаем акциз, то сокращаем свои доходы, а почему вы тогда вы отказываетесь снизить конечную цену? Вопрос в том, как долго будет действовать такой аргумент", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня".

Как правило, когда складывается ситуация, что экспорт выгодней поставок на внутренний рынок, правительство может бороться с этим за счет повышения пошлины на экспорт. В этом случае уже не нефтяники будут получать прибыль, а государство. Пока что про повышение пошлин никто не говорит, и как все будет разворачиваться дальше, сказать сложно, отметил Сергей Правосудов. 

Дмитрий Козак договорился с отраслью о сдерживании розничных цен
government.ru  / Пресс-служба правительства России
Нужны квоты

Если цены не начнут резко снижаться, нефтяники будут стараться и дальше отправлять больше на экспорт, уверен эксперт.

Ранее ФАС обратилась к игрокам нефтянки с предложением нарастить производство и поставки бензина и дизельного топлива на внутренний рынок. Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин накануне говорил ФБА "Экономика сегодня", что в условиях очевидной выгоды эспорта рекомендации могут не сработать, нужны другие меры.

"Изначально ведомство предлагало увеличить обязательные квоты по продаже на оптовой бирже. Пока эти квоты не увеличены, а раз так, цена на бензин и дизель вниз не пойдет. Впрочем, на подходе снижение акцизов с 1 июля. Снизить цены в рознице вряд ли сейчас удастся, нужно добиться хотя бы того, что они не росли дальше. Необходимо увеличение предложения на бирже, что должно привести к снижению стоимости оптовой цены бензина", - отмечал Пикин.