Замах Украины и Нидерландов в "прецеденте МН17" на США и Хиросиму грозит эффектом исков "всех ко всем"
Global Look Press  /  Dai Tianfang / ZUMAPRESS.com

Одобрение Нидерландами соглашения с Украиной о суде по МН17‍ для облегчения судебного преследования ответственных никак не отразится на России. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин.

Украина и Нидерланды согласовывают юридические процедуры по крушению малайзийского "Боинга"
Global Look Press  / Dai Tianfang / ZUMAPRESS.com

"Сотрудничество государств по правовой помощи – практика распространенная, страны обычно заключают соглашения по обмену информацией и совместным действиям в рамках конкретного расследования. Такие договоренности обязывают лишь эти два государства к тем или иным действиям, на третьи стороны они не распространяются. И ничто из того, о чем сейчас договариваются Амстердам и Киев по МН17, не затрагивает Россию.

Международное право не предусматривает создание отдельных судов для отдельных разбирательств, обычно дела рассматриваются в национальных судах по договоренности о юрисдикции. Специальные международные трибуналы создавались для рассмотрения резонансных событий в отношении лиц, совершивших военные преступления на уровне геноцида – Нюрнбергский процесс над руководством фашистской Германии или разбирательство по бывшей Югославии. Теоретически по малайзийскому "Боингу" такой трибунал может быть созван, но его компетенция без согласия России сомнительна", - отмечает юрист.

Нидерланды одобрили соглашение с Украиной по крушению самолета рейса МН17 в Донбассе в 2014 году. В частности, Голландия обязала Киев к уголовному преследованию лиц, подозреваемых в причастности к крушению Boeing. Соглашение также регулирует процедуры допроса подозреваемых, позволяют проводить суд посредством видеоконференции и обязывают Украину приводить в исполнение приговоры относительно тюремного заключения, так как государство не выдает своих граждан.

"Вести разбирательство в отношении конкретного государства по тому или иному происшествию в международном праве невозможно. Просто сказать "Россия виновата" – это нонсенс, так как государство априори защищено иммунитетом. Оно несет ответственность только в рамках того, на что добровольно соглашается, подтверждая это конкретными договоренностями - ратифицированными и вступившими в силу. Ответственность за какое-либо происшествие могут нести конкретные люди, и только если вина их доказана.

При этом Совместная следственная группа (ССГ) из представителей Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины уже четыре года делает обвинительные заключения в адрес нашей страны. Парадокс в том, что ни к участию в расследовании, ни к материалам дела Москву не допускают. И если теоретически предположить, что некий суд в итоге обвинит наших граждан в крушении MH17, РФ потребует доказательств. А потом на собственное усмотрение примет эти доказательства или сочтет неубедительными, не выдав наших граждан", - подчеркивает эксперт.

Вина Киева очевидна

Пассажирский Boeing-777 компании "Малайзийские авиалинии", выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года в Донецкой области на востоке Украины, в результате чего погибли 298 человек - граждане 10 государств. ССГ 24 мая опубликовала промежуточный доклад, заявив в нем, что зенитная ракетная установка, с которой был произведен запуск ракеты, сбившей Boeing, могла быть завезена из России и принадлежать 53-й зенитной ракетной бригаде под Курском.

Украина обязана была закрыть воздушное пространство с началом вооруженного конфликта в Донбассе
Pr Scr yandex.ru  / 

Минобороны РФ заявило, что ни один зенитный ракетный комплекс вооруженных сил никогда не пересекал российско-украинскую границу. Несмотря на это 25 мая правительства Австралии и Нидерландов заявили о намерении привлечь Россию к государственной ответственности, которая должна предусматривать признание причастности российской стороны к трагедии и выплату компенсации родственникам погибших. Москва в очередной раз констатировала голословность обвинений и отсутствие доступа к материалам расследования, на основании которых можно делать какие-то выводы.

"Крушение MH17 произошло на фоне локального вооруженного конфликта на Украине, и Киев несет полную ответственность за все, что происходит на его территории. Любой юрист-международник понимает, что украинские власти обязаны были закрыть воздушное пространство в зоне боевых действий, но этого не сделали. Вина Киева очевидна, однако почему-то отвергается экспертами ССГ.

Россия же может выразить свою волю на участие или неучастие в следственных действиях – это ее суверенное право. Кроме того, навязывать государству ответственность за то или иное событие – это очень опасный прецедент, которых в мире старательно избегают. Если таковой будет создан, на США официально возложат вину за ядерную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки, и последствия такого шага могут быть крайне печальными для Вашингтона. В принципе такой прецедент вызовет иски всех ко всем.

Также никому не выгодно создавать прецедент официального принуждения к выплате компенсаций – это не менее опасная практика. Та же Голландия может ответить многими миллиардами евро за морские войны в эпоху географических открытий. А Штаты будут возмещать Сирии, Ираку, Ливии и многим другим странам последствия от деструктивных действий. По нормам международного права представляющие ССГ государства бессильны в обвинениях против России.

Москва же, наоборот, занимает достаточно сильные позиции – ей ничего не могут предъявить, кроме голословных обвинений, а с учетом политизированности всей истории с MH17, доказательств причастности нашей страны к крушению просто не может быть", - заключает Дмитрий Лабин.