Позиция Польши по России носит неконструктивный, а местами даже абсурдный характер – считает заведующий сектором региональных проблем и конфликтов отдела политических исследований ИМЭМО РАН Константин Воронов.
Поляки пытаются показать себя серьезной силой
Дело в том, что премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что Польша «презентует» очень твердую позицию насчет того, что антироссийские санкции Евросоюза должны быть пролонгированы на очередной технический срок.
Примечательно здесь даже не само заявление Моравецкого, а то обстоятельство, что вопрос о санкциях против России давно закрыт в рамках Евросоюза, и здесь европейским государствам остается только консенсусом утвердить данное решение. При этом, в том, что это произойдет, никто не сомневается, поскольку на базе такого обязательного псевдоколлективного решения и основывается политика Евросоюза.
Естественно, принятие данного решения, как и любых других шагов в отношении России, никак не зависит от позиции Польши, но политическое руководство этой страны все равно пытается использовать любой повод, чтобы выпучить свой антироссийский курс.
В результате, возникает вопрос, а зачем Варшаве нужно заниматься этим бессмысленным антироссийским популизмом, учитывая, что мнение Польши никого в Европе не интересует. Вариантов ответа тут, собственно, два. Во-первых, это внутриполитический фактор – на основе такой риторики правящая польская партия «Право и справедливость» строит свою политическую программу, а, во-вторых, желание поляков подстроить свой внешнеполитический курс под геополитическую линию Соединенных Штатов.
Польша пытается ориентироваться на США
Ведь не секрет, что Польша после обретения независимости в начале двадцатых годов прошлого века систематически ориентировалась сначала на Великобританию, а затем после краха Восточного блока и на Соединенные Штаты. Более того, поляки имеют амбиции стать своеобразным зеркалом внешней политики США в Евросоюзе, причем здесь к ним присоединились и прибалты.
Другой вопрос, что ведущие европейские государства эти потуги Польши, мягко говоря, не вдохновляют.
«Вообще вся антироссийская стилистика является характерной чертой, присущей польскому внешнеполитическому курсу. Все это связано с тем, что так называемая «новая Европа» занимает исключительно проамериканские позиции», - заключает Воронов.
Термином «Новая Европа» обычно называют государства, которые влились в западноевропейское политическое пространство после того, как развалился Восточной блок, а затем и Советский Союза. Их ярчайшим представителем как раз и является Польша.
Для Польши важен антироссийский курс
Данные государства, как правило, идут на поддержку США даже в той ситуации, когда линия Вашингтона входит в противоречие с политикой европейских лидеров. И вообще, этот термин появился в США после того, как некоторые государства Евросоюза вроде Польши поддержали американское вторжение в Ирак в то время, как Германия и Франция выступили против этого шага.
«В вопросе России «новая Европа» также конфликтует со «старой Европой», да и вообще, здесь совпали многие традиционные черты внешней политики Польши. Поэтому в плане данной популистской риторики можно говорит о характерных чертах, которые присущи польскому политическому курсу и которые направлены, главным образом, против России», - констатирует Воронов.
Как замечает эксперт, поляки здесь сочетают, как антироссийский курс, так и традиционное своеобразие своей внешней политики, которая отличается от старших партнеров тем, что Варшава очень часто игнорирует общеевропейскую линию.
«И все это очень часто противоречит коренным интересам Польши, поскольку очевидно, что Варшаве необходимо найти какой-то modus vivendi, чтобы стабилизировать свое положение в собственных отношениях с Россией», - резюмирует Воронов.
Антироссийская истерия бьет по самой Польше
По словам Константина Васильевича, в антироссийской линии Польши очень часто политические и идеологические моменты входят в серьезное противоречие с теми объективными экономическими интересами, которые сегодня есть у поляков.
«Между тем, ущербность такого курса неоднократно подчеркивал даже президент США Дональд Трамп, который на встрече с так называемой балтийской тройкой, когда лидеры стран Прибалтики приезжали в Вашингтон, говорил, что им необходимо пойти на стабилизацию своих отношений с Россией и отказаться здесь от неконструктивной внешнеполитической линии», - заключает Воронов.
Трамп тогда даже заявил, пусть и не иносказательно, что только неумные люди не могут договориться со своими соседями, чем поставил под серьезный вопрос всю эту проамериканскую и антироссийскую политику восточноевропейских государств.
«Соответственно, можно сделать вывод, что эта проамериканскость и антироссийскость государств «новой Европы» на практике только вредит этим странам и не приносит им абсолютно никаких дивидендов», - констатирует Воронов.
Здесь еще можно вспомнить недавнее заявление президента Польши Анджея Дуды, что Варшава не настроена налаживать свои отношения с Россией, и это также на практике является удивительным высказыванием. Ведь в таком откровенно неконструктивном духе выстраивают свою внешнюю политику только зависимые страны – к тому же, Польша не получает здесь от США никакой компенсации.
Это только подтверждает тезис, что если есть страна, которая ведет более странную внешнюю политику, чем Украина, то это Польша.