Развитие ВМФ РФ зависит от геополитических ставок Москвы
Прогноз Минпромторга по развитию российских военно-морских сил является абстрактным – считает военный эксперт, старший научный сотрудник Центра комплексных и международных исследований ВШЭ Василий Кашин.
В России по океанскому флоту продолжается дискуссия
Напомним, что Министерство промышленности и торговли РФ дало прогноз по развитию судостроительной промышленности в нашей стране, где затронуло и вопрос перспективы строительства надводных кораблей дальней морской зоны.
Здесь имеется в виду строительство океанского флота с ударными авианосными группами и ракетными крейсерами. На этот счет у нас есть несколько «бумажных» проектов – в частности, авианосец проекта 23000 «Шторм» и эскадренные миноносцы проекта 23560 «Лидер».
Последний проект является более продуманным и достижимым, хотя бы по той причине, что ракетные крейсера нужны нашей России даже без создания полноценного авианесущего флота с классическими авианосными ударными группами.
Другой вопрос, что это все равно очень сложный проект, причем у нас на сегодня нет отлаженных специализаций для его беспроблемной реализации, т.е. мы можем сделать все по отдельности, но в последний раз у нас строили такие корабли еще при СССР.
Соответственно, реализация такого проекта потребует колоссальных государственных инвестиций, что накладывается и на не самую позитивную экономическую ситуацию в стране. В результате, Минпромторг решил рассматривать перспективы реализации подобных военно-морских проектов, исходя из прогнозируемых показателей роста отечественной экономики.
Подобная «привязка» не является корректной
Например, это ведомство предложило так называемый «консервативный вариант», в рамках которого у России будет нулевой рост экономики до 2020 года, скромный(не более 2 процентов) до 2025 и затем однопроцентный до 2035 года.
Это, естественно, самый негативный сценарий из возможных, в рамках которого Минпромторг сделал вывод, что реализация таких проектов в России в подобных условиях попросту невозможна. Впрочем, как показывает практика, строительство океанского флота не зависит от общего состояния отечественной экономики и определяется, главным образом, его внешнеполитическими задачами.
«Привязка к темпам роста отечественной экономики является не совсем корректной, поскольку большой океанский военно-морской флот в нашем случае является инструментом внешней политики, поскольку он имеет довольно ограниченное отношение к решениям тех задач, которые стоят в плане непосредственного обеспечения обороноспособности страны», - заключает Кашин.
Как замечает эксперт, в прогнозе Минпромторга РФ упоминается положение, что в России будет сделан упор на развитие военно-морского флота ближней морской зоны, что и соответствует тем задачам, которые здесь и ставятся сегодня со стороны Минобороны РФ.
Россия повторяет ситуацию времен СССР
«Военное кораблестроение является самой проблемной отраслью отечественного ОПК, поэтому из того, что сейчас в России строится, есть прогресс только по малым ракетным кораблям, фрегатам и корветам. Еще можно назвать дизель-электрические подводные лодки, а так большинство программ реализуется с большим опозданием по срокам», - констатирует Кашин.
Соответственно, в России до 2027 года ничего крупного в плане ВМФ строить не планируется, вследствие чего, любые реальные прогнозы по данной сфере ОПК не зависят от общего состояния дел в национальной экономике.
«Кстати говоря, мы уже неоднократно проходили такой этап в отечественной истории. Можно вообще сказать, что когда Россия оказывается перед лицом нарастающих внешних угроз и имеет сравнительно ограниченные ресурсы, первое, на чем у нас начинают экономить – это океанский военно-морской флот. Именно так было и в предвоенные годы», - резюмирует Кашин.
В первые сорок лет существования СССР наша страна использовала в контексте ВМФ тот задел, который оставила нам Российская империя, благодаря ее большой судостроительной программе, принятой после Русско-Японской войны 1904-05 годов.
России нужен океанский военно-морской флот
«Последние царские линкоры были выведены из состава советского флота в 1956 году, а менее крупные корабли – эсминцы и крейсеры прослужили до конца сороковых годов. Это говорит о том, что даже сталинский СССР был не способен воспроизвести достижения царского периода из-за того, что у него тогда были более насущные задачи», - заключает Кашин.
По словам Василия Борисовича, все усилия тогда вкладывались в развитие базовых отраслей отечественной экономики, нужных для обеспечения национальной безопасности, а также в развитие авиации и основы вооруженных сил – сухопутных войск.
«На самом деле, наличие военно-морских сил, способных эффективно действовать в мировом океане связано с потребностями отечественной внешней политики. И на сегодня у нас такая потребность присутствует, хотя бы потому, что ВМФ РФ играет ключевую роль в рамках военной кампании нашей страны в Сирии», - констатирует Кашин.
Постоянное присутствие у побережья Сирии отечественных военно-морских кораблей нужно для того, чтобы снизить возможность внешней интервенции, а также обеспечить беспрепятственный доступ морских грузов из России.
«Кроме того, океанский флот играет большую роль в военно-морской дипломатии, поэтому нам политически очень важны те военно-морские учения на море, которые проводит наша страна с Китаем, Индией и странами Юго-Восточной Азии. Это демонстрирует вовлеченность России в дела данного региона и продвигает там наши военно-технические контракты», - резюмирует Кашин.
Соответственно, океанский военно-морской флот России нужен, но вопрос стоит в масштабах, а также в стоимости конкретных проектов – для этого нужна мощная производственная база, которая в настоящий момент продолжает у нас восстанавливаться.