Андрей Крутов: государство не должно помогать только узкой когорте предпринимателей

Андрей Крутов, член комитета Госдумы по энергетике, считает, что именно сейчас, в период кризиса, необходимо уделять больше внимания развитию малого бизнеса, снять административные меры, ослабить налоговое бремя.
В секторах малого и среднего бизнеса в России занято 17 млн человек. Малый бизнес для большинства тех, кто им занимается, является элементом выживания. Даже повышение на 10 тысяч налоговой нагрузки на индивидуального предпринимателя неминуемо убивает ту или иную когорту бизнесменов – это необходимо доносить до тех, кто такие решения принимает. Надо знать, кто занимается малым бизнесом. Например, для человека, торгующего мороженой рыбой с помощью приставного столика на центральном рынке в Иркутске, такие налоги – это финансовая катастрофа.
Кроме этого, есть и малые города России, например, в той же Иркутской области немало таких поселений, в которых, кроме малого бизнеса, ничего и нет. Раньше это были моногорода, сейчас разрушенные предприятия закрылись. «Весь город – это сплошной малый бизнес: сфера обслуживания, транспортная сфера – да любая сфера – это малый бизнес. Там просто ничего другого-то и нет. Люди живут тем, что внутри своего социума обмениваются этими товарами и услугами в рамках деятельности малого предприятия. Когда мы говорим, что должны помогать только какой-то узкой когорте предпринимателей – это неправильно», - подчеркнул Крутов.
Он также привел, как он выразился, немодное, но актуальное на сегодня сравнение: «В США бюджет small business administration сопоставим с бюджетом обороны. Если в России порядка $70 млрд cоставляет бюджет обороны (или составлял по старому курсу), то в США – это $700 млрд ежегодно. Такие же суммы они тратят на разнообразные сферы поддержки малого предпринимательства. Нам бы неплохо иметь бюджет на уровне хотя бы 200 млрд рублей. Сейчас такой бюджет намного ниже даже 20 млрд рублей.
Крутов отметил, что в механизме прямых бюджетных денег ничего плохого нет. Он должен быть максимально приближен к конечным получателям: «Мы предлагали создать фонд, который напрямую будет взаимодействовать с предпринимателями, в том числе, делать какие-то материальные бонусы: выплаты за создание рабочих мест, например, и так далее. Сегодня же те структуры, которые недавно сформированы, например, агентство кредитных гарантий на 50 млрд рублей или МСТ-банк, по сути, являются посредниками, и уровень их работы крайне низкий. Результат от деятельности этого агентства пока весьма сомнительный. Инструмент гарантий работает больше в сфере среднего бизнеса, а вот малое предприятие от этого ничего не получает».
Ольга Парамонова