У правительства есть аргументы для балансировки цен на бензин
pixabay.com/PD  / 

Российское государство имеет весь необходимый ему набор инструментов и рычагов влияния на национальную экономику для того, чтобы сдержать рост внутренних цен на топливо – считает старший преподаватель Финансового университета при правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Цены на бензин не будут расти быстрее инфляции

Дело в том, что начальник управления ТЭК Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин заявил, что в России нет предпосылок для роста цен на бензин и другие базовые нефтепродукты выше уровня инфляции в 2019 году.

Впрочем, он отметил, что многое здесь будет зависеть от ситуации на мировом рынке, а также от волатильности уровня цен на нефть, но при современном положении дел в вопросе стоимости нефтепродуктов все стабильно и нет особенных поводов для беспокойства.

Перед нами важное заявление, учитывая, что президент РФ Владимир Путин недавно подписал пакет законов о так называемом налоговом маневре, вследствие которого в течение шести лет будет отменена налоговая пошлина и зеркально поднят НДПИ, т.е. налог на добычу полезных ископаемых. Это означает, что в скором будущем внутренние и внешние цены на нефть в России сравняются.

Это, естественно, вызвало серьезные опасения на внутреннем рынке нефти – достаточно вспомнить, как цены на бензин отреагировали на эту новость, быстро взлетев вверх, что вызвало оперативное вмешательство со стороны правительства РФ.

Правительство РФ продолжит регулировать внутренние цены на бензин
wikipedia.org  / Pepijn Schmitz / CC BY-SA 2.5

Налоговый маневр серьезно повлияет на внутренний рынок нефтепродуктов

Более того, это вызвало протесты и в союзной нам Белоруссии, экономика которой заточена на получение нефти по внутренним российским ценам, из-за чего налоговый маневр в России может принести Минску миллиардные убытки.

Тема энергетических отношений с Белоруссией – это отдельный разговоры, но если брать внутренний российский рынок, то наше правительство предложило модель «обратного акциза». Эта система будет дотировать некоторые НПЗ для того, чтобы внутренние цены на бензин в России не росли выше инфляции, и чтобы на них не сказывалась отмена экспортной пошлины.

Соответственно, удержание цен на топливо является одной из магистральных задач правительства РФ на грядущие шесть лет, и здесь необходимо обратить внимание на то, что инфляция в России планируется в 2019 году на уровне 4,5-5 процентов.

«В случае каких-то неожиданных мер, правительство РФ может включить ручное управление ценами на нефть в России, и, как показывает практика, подобные меры работают чрезвычайно эффективно», - заключает Юшков.

Инфляция в России в следующем году будет ниже пяти процентов годовых
pixabay.com  / PD

У правительства РФ есть рычаги влияния на цены на бензин

По словам Игоря Валерьевича, в рамках налогового маневра правительство РФ может попросить российские нефтяные компании сделать какие-то определенные шаги – например, сократить общий объем экспорта топлива на внешний рынок. Это является здесь основной проблемой, поскольку выравнивание цен на внешнем и внутреннем рынках может сделать невыгодным производство топлива в России.

«Половина добываемой нефти в России перерабатывается на внутреннем рынке, а для непосредственного потребления остаются не такие уж и большие объемы «черного золота» – это где-то 90 млн тонн нефти», - резюмирует Юшков.

Таким образом, для сдерживания внутренних цен правительство РФ может в любой момент сократить экспорт нефтепродуктов. Вторым вариантом является увеличение внутренней переработки, причем эти меры вполне можно совершить в комплексе.

«Все это говорит о том, что методы здесь разнообразны, причем они сводятся к замене ценника на АЗС, что может вызвать и другую проблему – некоторые бензозаправки просто закроются, и это также необходимо учитывать», - констатирует Юшков.

Старший преподаватель Финансового университета при правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков
Личный архив  / 

Налоговый маневр проводится по плану Минфина

Кроме того, налоговый маневр является фискальным и регулятивным налогом – его фактическая цель заключается в увеличении поступлений в федеральный бюджет и в снижении зависимости России от волатильности цен на нефть на внешнем рынке. Соответственно, все эти последствия в виде роста цен на бензин являются в контексте данных мер вторичными и выводятся, как говорится, на второй план.

«Это следствие того, что у разных отечественных ведомств существуют свои задачи. У Минфина – это наполнение федерального бюджета, у Минэнерго – это увеличение добычи углеводородов, а также балансировка данного процесса с уровнем цен. У ФАС это сдерживание роста цен на топливо, и чтобы в этом вопросе не было каких-либо сговоров», - констатирует Юшков.

Как замечает эксперт, Минфин здесь пролоббировал задачу надежного наполнения федерального бюджета и сформировал в правительстве РФ позицию, что без проведения налогового маневра будет сложно выполнить меры, заложенные в майском указе нашего президента.

Это вообще общий комплекс фискальных решений наряду с повышением НДС, а также пенсионной реформой, которые должны создать новую финансовую реальность в отечественной экономике и стать отправной точкой для дальнейших структурных изменений.

Налоговый маневр проводится по плану Минфина
minfin.ru  / Пресс-служба Министерства финансов РФ

«После того, как Министерство энергетики РФ начало продвигать свои интересы, в правительстве РФ сошлись на том, что налоговый маневр остается, но он будет сглажен путем других мер – например, обратного акциза», - заключает Юшков.

В целом, за стабильность цен на бензин предстоит еще очень серьезная борьба, но это заявление Антимонопольной службы свидетельствует о том, что государственные органы собираются приложить здесь максимальные усилия.