Инвестиционное сотрудничество Китая и России выведет развитие Дальнего Востока на новый уровень
youtube.com  /  Prt Scr Grigory V

Дальний Восток набирает скорость развития за счет инвестиций, но для серьезного развития нужно реализовывать крупные проекты, не откладывая, и в первую очередь инфраструктурные. 

Вложения Китая в проекты, развиваемые на российском Дальнем Востоке, составляют 7% от общего объема инвестиций в регион. Об этом рассказал полномочный представитель президента на Дальнем Востоке, вице-премьер Юрий Трутнев.

"Сегодня Китай - основной внешний партнер России. Объем китайских инвестиций на Дальнем Востоке составляет 7% от общего объема инвестиций. Мы сотрудничаем практически по большинству направлений. Это и инфраструктура, и сельское хозяйство, и переработка природных ресурсов", - пояснил Трутнев. 

В числе перспективных российско-китайских проектов полпред назвал проект строительства целлюлозно-бумажного комбината в Хабаровске.

Прямо сейчас 

7% - не так много, как хотелось бы, говорит доктор экономических наук, замдиректора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский: "Дальнему Востоку нужно существенно больше инвестиций именно в инфраструктуру".

"Если развития инфраструктуры не будет, не стоит рассчитывать, что регион догонит центральные районы Китая или европейскую часть РФ по приросту валового внутреннего продукта или по своей экономической мощи. Чтобы экономика развивалась, нужна в первую очередь именно инфраструктура. Денег у местных властей нет, центральные власти на пару проектов средства могут выделить - на реконструкцию Байкало-Амурской магистрали или Транссиба", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня".

Расширение современных аэродромов, строительство современных погранпереходов, расширение и модернизация портов, увеличение длины портовых причалов - Андрей Островский указывает, что существует множество проектов, которые "нужно делать прямо сейчас, потому что если мы отложим это лет на 15, регион зачахнет". 

При этом зарабатывать самостоятельно Дальний Восток сейчас не может. Это реально на данный момент только в случае наличия залежей нефти и газа. "А вообще, регион зарабатывает тогда, когда производит продукцию, которая востребована не только дома, но и за рубежом", - заметил эксперт. 

Население и инфраструктура

Основная проблема региона, по словам Островского, - не столько инфраструктура, сколько население. Сегодня численность меньше, чем была, например, в 1990-м. Для того, чтобы привлечь население, нужно ему нормально платить. "В чем сложность с реализацией проекта "Дальневосточный гектар"? Туда требуется транспорт, вода, электроэнергия. А это опять же инфраструктура", - сказал Андрей Островский.

В этом смысле инвестиции Китая в глобальные проекты могут серьезно изменить ситуацию на перспективу. В марте посол Китая в России Ли Хуэй на итоговом заседании коллегии Минвостокразвития во Владивостоке сообщил, что общая стоимость проектов, которые китайские инвесторы намерены реализовать на Дальнем Востоке, превышает $30 млрд.

Лидер среди регионов

Юрий Трутнев назвал Китай основным внешним партнером Дальнего Востока
kremlin.ru  / пресс-служба президента РФ
Несмотря на текущие сложности, частные инвестиции в регион идут, и причина того - внедрение новых экономических механизмов. Режимы территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток (СПВ) предоставляют серьезные льготы для инвесторов. Как следствие, экономика Дальнего Востока в прошлом году по уровню роста частных инвестиций стала лидером среди регионов.

По данным Росстата, объем инвестиций в основной капитал в ДФО составил 1,217 трлн рублей или 117,1% по отношению к 2016 году, притом что средний показатель по стране этот показатель составил 104,4%.

В конце 2017-го на Дальнем Востоке работало 107 новых предприятий, созданных резидентами ТОР и СПВ. К концу этого года запустится около 200 проектов.