В США совершили ошибку при оценке "Адмирала Кузнецова"
vk.com  /  Министерство обороны РФ

Стандартные оценки со стороны американской прессы отечественного тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» далеки от той ситуации, которая сложилась в действительности – считает военный эксперт Алексей Леонков.

Американцы оценили советский проект «Кречет»

Например, журнал Business Insider опубликовал свой рейтинг худших авианосцев в мире, где на первом месте оказался китайский корабль «Ляонин», а на втором – российский «Адмирал Кузнецов», причем оба этих судна относятся к проекту «Кречет».

Здесь нужно отметить, что в СССР программа строительства авианесущих кораблей называлась 1143 «Кречет». Эта программа реализовывалась на протяжении более чем двадцати лет и была закрыта только в связи с развалом союзного государства.

Примечательно, что в этом проекте было два поколения, причем даже между этими поколениями серийность прослеживается весьма условно. Например, у ТАВКР «Киев» и «Адмирал Горшков», который изначально назывался «Новороссийск», а затем был продан индийцам под названием «Викрамадитья», существуют различия не только в проекте, но и даже в базовых размерах корабля.

Эти четыре суда стали первыми авианесущими кораблями в истории отечественного флота, но данное их качество было серьезно ограниченным, хотя бы из-за того, что на них базировались Як-38 вертикального взлета и посадки и военно-морские вертолеты.

Китайский авианосец «Ляонин»
wikipedia.org  / U.S. Naval War College / Общественное достояние

«Адмирал Кузнецов» не является классическим авианосцем

Следующим этапом строительства советского ВМФ стала закладка двух ТАВКР проектов 1143.5 и 1143.6 – уникальный случай, все корабли проекта «Кречет» имели индивидуальный индекс, что, опять же, показывает, что о серийности здесь речи не идет.

Впрочем, данные корабли, которые постоянно меняли свои названия, действительно очень похожи и почти однотипны. Первый сначала назывался «Советский Союз», затем «Рига» и «Леонид Брежнев», а перед началом развала Советского Союза – «Тбилиси». И только в 1990 году он получил актуальное название «Адмирал Кузнецов». Второй был сначала назван «Ригой», получив это название в наследство от первого корабля, который был назван в честь покойного генсека, а в 1990 году снова переименован, причем на этот раз в «Варяг». При этом, в 1992 году данный проект был законсервирован, а в 1998 году был продан украинцами в Китай, где получил свое современное название «Ляонин».

По сравнению с первыми кораблями серии – это гораздо более продвинутые проекты, где уже есть возможность для взлета и посадки стандартных боевых самолетов – в частности, это морские версии базовых отечественных истребителей в виде Су-33 и МиГ-29К.

Другой вопрос, что эти корабли все равно являются тяжелыми авианесущими крейсерами, где базовым вооружением наряду с авианосной группой числятся и ракеты «Гранит», что позволило существенно сэкономить на группе сопровождения. Кроме того, данные корабли создавались не для экспедиционных миссий, а для прикрытия морских границ СССР от авианосных групп и атомных подлодок США.

На «Адмирале Кузнецове» базируются Су-33
facebook.com  / Министерство обороны РФ

«Адмирал Кузнецов» был создан под конкретные задачи

Соответственно, все обычно называемые американцами «дефекты» в виде отсутствия атомного двигателя и ограниченной авиагруппы являются намеренным решением советских конструкторов, которые создавали данное судно под конкретные задачи.

Интересно, что китайцы, которые обманным путем заполучили данный крейсер, полностью его переделали и решили отказаться от ракетного вооружения, сделав из тяжелого крейсера стандартный и ограниченный авианосец, а в России, естественно, пошли своим путем и используют «Адмирал Кузнецов» в качестве лаборатории, где отрабатываются конкретные военные технологии.

Также нельзя забывать и про то обстоятельство, что эти суда разрабатывались в рамках строительства большого советского флота, где у них предполагалось конкретное место, но из-за развала СССР все эти планы не были реализованы на практике.

«Адмирал Кузнецов» – это действительно ТАВРК, а не авианосец в чистом виде, тем более, в том, как их обычно представляют американцы. Кроме того, не нужно забывать про конвенцию Монтрё, которая ограничивала тоннаж судов в Черном море, из-за чего на верфях города Николаев наша страна не могла построить полноразмерный авианосец», - заключает Леонков.

Военный эксперт Алексей Леонков
vk.com  / Алексей Леонков

«Адмирал Кузнецов» нельзя ни с кем сравнивать

Как замечает эксперт, у «Адмирала Кузнецова» нет аналогов в мире, ведь это авианесущий крейсер, который обладает разными типами ударного вооружения, от противокорабельных ракет до современных многоцелевых истребителей.

«Максимальное число летных аппаратов, которые могут быть размещены на «Адмирале Кузнецове», составляет 50 единиц, хотя за всю историю эксплуатации данного судна такого не было ни разу. При этом, на нем стоят и крылатые ракеты, поэтому в случае, если наше судно встретится в открытом море с авианосцем США, то непонятно у кого будет решающее преимущество», - констатирует Леонков.

По словам Алексея Петровича, все это говорит о том, что нельзя сравнивать классические авианосцы, тем более, американского образца, и отечественный проект тяжелых авианесущих крейсеров 1143 «Кречет», поскольку они решают совершенно разные задачи.

«Естественно, если сравнивать по общему количеству запусков за сутки и размеру боевой группировки, американские корабли имеют серьезное преимущество перед «Адмиралом Кузнецовым», но это ни для кого не является секретом», - резюмирует Леонков.

Классические авианосцы являются прерогативой США
pixabay.com  / 

Поэтому, когда американцы пытаются назвать лучшие и худшие авианосцы, они лукавят, поскольку если брать классические образцы данных судов, то преимущество здесь, естественно, находится на стороне США, которые создали уже 78 кораблей такого типа.

Россия же никогда не строила классические авианосцы – даже заложенный при СССР «Ульяновск» был тяжелым крейсером.