Военный кредит выводит отношения Армении и России на деловую основу
wikimedia.org  /  Vitaly V. Kuzmin/CC BY-SA 3.0

Армения продолжит получать поддержку от Москвы, в том числе военным кредитом на $100 млн, который просит у России. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал директор исследовательского центра "Ближний Восток-Кавказ" Станислав Тарасов.

Армения рассчитывает на новый военный кредит от России
пресс-служба Минобороны РФ  / 

"В настоящее время нет никаких причин сомневаться, что Россия сохранит поддержку Армении как минимум в прежних объемах и обязательствах. Это стратегический союзник Москвы, объективно – очень близкий. Причем то, что происходит в Армении – внутренние процессы, РФ в них не вмешивается. Сотрудничество по линии военных ведомств сохраняется – в частности, в ОДКБ.

Потому сомневаться, что Ереван, скорее всего, получит от Москвы крупный военный кредит, пока причин нет. Российские власти считают, что пришедшие четыре месяца назад к власти в Армении люди неопытны – в окружении премьер-министра Никола Пашиняна нет профессионалов. Они, что называется, еще не вылезли "из толпы", не стали настоящими политиками. Но три встречи Пашиняна с президентом РФ Владимиром Путиным, особенно последняя в Кремле, показывают: Россия не собирается предпринимать какие-либо действия, которые могут осложнить отношения с Ереваном", - отмечает аналитик.

Министр обороны Армении Давид Тоноян заявил, что руководство страны обсуждает с Россией возможность получения нового военного кредита, который должен будет составить 100 млн долларов. "Заключение нового военного кредита - это процесс, который будет осуществлен", - сказал он, отказавшись, однако, уточнить вооружения, которые планирует приобрести Армения. Но подчеркнул: двустороннее сотрудничество между странами успешно развивается. "В своё время вам будет предоставлена информация", - ушел от ответов министр.

"Не секрет, что Армения вооружается на фоне многолетнего противостояния с Азербайджаном за Нагорный Карабах – Баку при этом вкладывает в вооружения значительно большие суммы. Однако судя по поведению и противоречивым заявлениям Пашиняна, складывается впечатление, что у главы правительства Армении нет собственной концепции по этому вопросу. Он заявлял, что Карабах – сторона конфликта, потом все же возобновил переговоры в старом формате.

А на днях министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян объявил, что готовится встреча в формате Генассамблеи ООН с азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым. А такой диалог возможен лишь при условии, что по сути переговорная повестка не поменялась. Она состоит в том, что после апрельской войны 2016 года необходимо реализовать венские и санкт-петербургские соглашения. А это означает мониторинг линии соприкосновения враждующих сторон и появление международных наблюдателей. То есть все предпосылки к тому, что новых столкновений в Карабахе не ожидается", - подчеркивает востоковед.

Кредит доверия

Прошло четыре месяца со смены власти в Армении. Пришедший на волне народных волнений премьер Пашинян сразу создал "дело 1 марта", обвиняемыми по которому проходят экс-президент Армении Роберт Кочарян и генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Юрий Хачатуров. На родине они обвиняются в свержении конституционного строя и могут быть приговорены к лишению свободы на срок до 15 лет. Москва заявляла о недопустимости подобных действий, так как новые власти Армении обещали отказаться от политических преследований предшественников.

В числе прочего Армения покупает у РФ системы залпового огня "Смерч"
wikimedia.org  / Vitaly V. Kuzmin/CC BY-SA 3.0

Меж тем, в июле Тоноян объявил, что Ереван и Москва закрыли предыдущую сделку по поставкам Армении вооружений на $200 млн. "Поставлено современное оружие. Не исключено, что такого нет даже на вооружении российской армии", - утверждал министр, уточнив: контракт подписывался еще в 2015 году. Тогда говорилось, что Ереван получит "современное оружие, скорее оборонительного и превентивного характера". Армения приобрела пусковые установки реактивной системы залпового огня "Смерч" и боеприпасы к ним, зенитные ракетные комплексы "Игла-С" и ракеты к ним, наземные комплексы исполнительной радиотехнической разведки "Автобаза-М", другие виды вооружений.

"Россия остается союзником и партнером Армении, это не обсуждается. Однако в армянской политике отнюдь не все гладко. Пашинян пришел к власти при очень необычных обстоятельствах, в таких "революционных" случаях всегда обостряется внутриполитическая борьба, вбрасываются острые сюжеты. А у граждан страны практически всегда завышены ожидания скорых позитивных перемен во всех сферах жизни.

Практически никогда эти ожидания не оправдываются, что приводит к самым разным последствиям. Но Россия выбрала позицию по этому вопросу и вряд ли ее изменит – Армения сегодня сталкивается с внутренними проблемами, которые должна решить самостоятельно. Тем более, что за помощью к Москве Ереван все равно не обращается. Остается только наблюдать за перипетиями армянской политики – больше в этой ситуации ничего не остается.

Возможно, негативные процессы усилятся из-за экономических проблем – от Пашиняна ждут реформ в этом направлении. Но судя по документам, которые попали в экспертное сообщество, не заметно, чтобы у армянского премьера была стратегия в этом вопросе. Возможно, она и существует, но ее никто не видел", - заключает Станислав Тарасов.