Затраты на МС-21 окупятся в следующих российских проектах – эксперт
wikipedia.org  / 

Проект МС-21 имеет стратегическое значение для России, поэтому его конечная стоимость отступает на второй план, учитывая общую важность данного начинания для нашего народного хозяйства – считает главный редактор AVIA.RU Роман Гусаров.

Государство гарантирует финансирование проекта МС-21

Дело в том, что заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов, который курирует в России предприятия ОПК вместе со смежными с ними секторами отечественной промышленности, заявил, что проект МС-21 получит полную государственную поддержку.

Кроме того, Борисов отметил, что общий объем финансовых инвестиций в проект МС-21 до 2025 года составит 465 млрд рублей, причем в эту сумму входит и стоимость авиационного двигателя ПД-14, который создан непосредственно для данного авиалайнера.

Напомним, МС-21 является отечественным среднемагистральным узкофюзеляжным пассажирским самолетом. Это первый такой проект, который реализуется в России в области гражданского авиастроения, начиная с распада Советского Союза. В прошлом году этот самолет впервые поднялся в воздух, хотя начало его серийного производства было не так давно перенесено с 2017 на 2019 год.

Данный проект реализуется при прямой поддержке государства, причем она носит широкоформатный характер – например, президент ОАК Юрий Слюсарь заявил, что только на техническое перевооружение российских предприятий было потрачено 100 млрд рублей.

Заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов
wikipedia.org  / mil.ru / CC BY 4.0

Есть вопросы по поводу рентабельности проекта МС-21

На самом деле, нет никаких сомнений в том, что этот проект будет технически выполнен, а главным вопросом здесь является то обстоятельство, а сможет ли окупиться разработка и производство МС-21 или данные инвестиции, в конечном счете, не оправдаются.

Ведь проекты современных гражданских самолетов могут стать рентабельными только в том случае, если они будут иметь высокий спрос на глобальном рынке. На практике разработка гражданских самолетов требует колоссальных инвестиций, поскольку эта отрасль является наиболее технологичной сферой народного хозяйства и включает в себя огромное число промышленных предприятий.

Здесь нужно еще обратить внимание на слова Борисова, что правительство РФ рассчитывает реализовать на глобальном рынке порядка 870 единиц МС-21, что можно интерпретировать в качестве цели, делающей данный проект коммерчески успешным.

«В любом случае, сколько бы денег здесь не было потрачено для России, итоговая цена проекта окажется выше, чем у традиционных производителей данного типа самолетов на глобальном авиационном рынке», - констатирует Гусаров.

Главный редактор AVIA.RU Роман Гусаров
aex.ru  / 

России пришлось здесь идти сложным путем

В этом контексте нельзя забывать про то, что до того, как правительством РФ не было принято решение о производстве МС-21, гражданское самолетостроение в нашей стране фактически остановилось. Это привело к значительной деградации данной отрасли и к тому, что при реализации проекта МС-21 нам пришлось многое начинать с нуля, что, естественно, стоит чрезвычайно дорого.

При этом, на подобные издержки мы пошли из-за того, что без этого нельзя реализовать такой сложный проект. Так что, принимая решение о производстве гражданских лайнеров, мы согласились на то, что разработка, доведение ума и конечное производство МС-21 обойдется нам значительно дороже тех сумм, в которые все это встает ведущим мировым производителям.

«За несколько десятилетий безвремения в области гражданского авиастроения Россия очень отстала в технологиях, а также в промышленном базисе, который в рамках МС-21 пришлось спешно восстанавливать», - заключает Гусаров.

Как замечает эксперт, нам здесь пришлось идти совершенно другим путем, чем Boeing и Airbus, т.е. не развивать старые наши наработки, а сносить все старое и строить новое, причем по всей технологической цепочке производства гражданских авиалайнеров.

В рамках данного проекта нам было сложнее чем Boeing
wikipedia.org  / Alex Beltyukov / CC BY-SA 3.0

Проект МС-21 рано или поздно себя оправдает

«Соответственно, рассматривая вопрос об инвестициях в проект МС-21, необходимо понимать, что это вложения не в один конкретный проект, а во всю отрасль российского гражданского авиастроения. В качестве хорошего примера можно назвать строительство принципиально нового завода «Аэрокомпозит» в Ульяновске в рамках проекта МС-21», - резюмирует Гусаров.

Естественно, на первых порах данное предприятие будет обслуживать проект МС-21, но в перспективе «Аэрокомпозит» послужит всему отечественному народному хозяйству, как в рамках гражданской авиации, так и других отраслей экономики.

«В контексте нового ульяновского завода можно будет производить композитные материалы для всех авиационных проектов, поэтому эти инвестиции, безусловно, окупятся, причем если не прямо сейчас, то в недалеком будущем», - резюмирует Гусаров.

Роман Владимирович считает, что мы можем потерять данные инвестиции только в том случае, если сейчас остановим проект МС-21, и не доведем его до ума. Поэтому нам нужно продолжать здесь работу, как говорится, до победного конца.

Россия отобьет инвестиции в этот проект
ФБА  / 

«Здесь главное не терять набранный темп и для этого до завершения проекта МС-21 нельзя начинать какие-то новые разработки. Данный проект станет серьезным тестом для всей отечественной авиастроительной отрасли», - констатирует Гусаров.

После этого у нас будут новые проекты, которые окончательно окупят все затраты на МС-21 – достаточно здесь вспомнить тот же российско-китайский проект по производству дальнемагистрального широкофюзеляжного гражданского самолета.