Строительство Сахалинского моста необходимо РФ в военном и социальном плане

12:22  13 Сентября 2018
1 026
Владивосток

Строительство моста с континентальной России на остров Сахалин является сложным проектом – считает заместитель заведующего кафедрой менеджмента Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Раевский.

В России давно идет дискуссия о строительстве Сахалинского моста

Путин поставил вопрос о Сахалинском мосте

Дело в том, что президент РФ Владимир Путин на полях Восточного экономического форума дал поручение своим советникам и профильным государственным службам проработать вопрос строительства моста, который свяжет остров Сахалин с континентальной Россией.

На самом деле, это старая идея, о которой снова заговорили в связи со скорым окончанием строительства Крымского моста.

Перед нами очень дорогой проект, который пройдет в гораздо более сложных морских, геологических и сейсмологических условиях, чем Крымский мост, поэтому стоимость реализации данного моста оценивается сегодня в значительные 540 млрд рублей.

Это обстоятельство, естественно, вызвало сомнения в целесообразности реализации данного проекта – например, на сегодня есть обоснованное мнение, что под этот мост в рамках современной экономики Дальнего Востока не найдется нужного количества грузов.

Другой вопрос, если бы все подобные проекты в России оценивались с точки зрения чистой окупаемости, то в нашей стране бы ничего не строилось в силу чрезмерной стоимости отечественных инфраструктурных и промышленных работ.

Президент РФ Владимир Путин

В сороковые годы под Татарским проливом хотели построить туннель

При этом, данный мост нужен России хотя бы из-за того, что Дальний Восток – это очень сложный регион с постоянным оттоком населения, который слабо развивается с экономической точки зрения. С одной стороны – это «ахиллесова пята» России, а с другой –  он в состоянии стать тем направлением, которое может вывести общее развитие страны на новый уровень.

Это стало актуально в той геополитической ситуации, когда у нас идет противостояние с коллективным Западом, причем, прежде всего, с его европейской частью, и начался поворот на Восток, который выражается и в таком политическом событии, как ВЭФ.

«У проекта данного моста очень большая предыстория, поскольку сразу после Великой Отечественной войны был поднят вопрос, что лучше здесь строить – туннель или мост. И, кстати говоря, первоначально в данном вопросе проводились изыскания по строительству туннеля под Татарским проливом на остров Сахалин. Впрочем, в пятидесятые годы внутриполитическая ситуация в стране резко изменились, и были выпущены на свободу сотни тысяч заключенных, и это важно, ведь туннель хотели строить силами ГУЛАГ», - заключает Раевский.

Здесь необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что Москва получила полный контроль над Сахалином только по результатам Второй мировой войны, поскольку с 1905 года по Портсмутскому мирному договору между Россией и Японией данный остров был разделен, и у нас был контроль только над его северной частью. Так продолжалось вплоть до капитуляции Японии.

При Сталине к Сахалину хотели построить туннель

Последние большие планы по Сахалину пришлись на пятидесятые годы

«Поэтому в пятидесятые годы вопрос строительства туннеля на Сахалин отошел в сторону, а ведь до этого восточному побережью Хабаровского края, а именно от Николаевска-на-Амуре до Советской гавани, уделялось очень большое стратегическое внимание. В частности, в Советской гавани планировалось строительство огромного завода для производства военно-морских кораблей для нужд Тихоокеанского флота, причем работы там начались, и на сегодня даже сохранились фундаменты данного сооружения», - констатирует Раевский.

Эти проекты были прекращены на начальной стадии реализации по той причине, что изменилась обстановка, как внутри Советского Союза, так и за его пределами, что привело к решению Москвы по отказу от целого ряда стратегических начинаний.

«Точно также дело произошло и с туннелем под Татарским проливом, который планировалось создать в военных целях, чтобы прочно связать Сахалин с континентальной территорией РСФСР. В дальнейшем данная история отошла на задний план, хотя в девяностые годы министр путей и сообщения Николай Аксёненко ее очень активно продвигал», - резюмирует Раевский.

Как замечает эксперт, с точки зрения сохранности и времени доставки грузов мост на остров Сахалинский мост был бы целесообразен, поскольку существующая паромная переправа с континентальной России в данный регион носит непостоянный характер.

На сегодня остров Сахалин является изолированным регионом

Экономика Сахалинского моста носит неоднозначный характер

«Там частые шторма, из-за чего переправа постоянно прекращается, а грузы скапливаются либо на Сахалине, либо в Советской гавани, поэтому мост мог бы стать эффективной заменой существующей транзитной линии Ванино-Холмск», - заключает Раевский.

В то же время, подобный проект должен быть эффективен с экономической точки зрения. Ведь мост – это такой инфраструктурный проект, который должен давать улучшение с точки зрения логистики доставки грузов. И технико-экономическое обоснование здесь проводится на основании объемов тех грузов, которые могут быть доступны для такого сооружения.

«Соответственно, стоит строить данный мост только в том случае, если объем грузов с острова и на остров будет увеличиваться, что в принципе возможно, учитывая те проекты по освоению полезных ресурсов, которые сегодня реализуются на Сахалине. Впрочем, все это нужно просчитывать, но если проект почти наверняка не сможет окупиться в течение ближайших 20-30 лет, его целесообразность с точки зрения реальной экономики будет крайне сомнительной», - констатирует Раевский.

Впрочем, как замечает Сергей Васильевич, в этом проекте присутствует и военно-политический момент, который может здесь сыграть решающую роль, особенно учитывая рост внимания Москвы к такому региону, как Дальний Восток.

На Сахалине реализуется ряд энергетических проектов

У государства есть причины сделать ставку на Сахалинский мост

«Ведь геополитические моменты иногда могут перевесить экономические выгоды. Очевидно, что если этот мост будет построен, то Сахалин получит устойчивую и всепогодную связь с материковой частью России», - резюмирует Раевский.

В случае строительства моста положение Сахалина в рамках Российской федерации улучшится на несколько порядков. И это станет залогом, как экономического, так и социального развития данного региона. Ведь не секрет, что у жителей этого острова есть ощущение определенной оторванности от остальной России вследствие отсутствия постоянного транспортного сообщения.

Поэтому строительство Сахалинского моста важно не только с экономической, военной и политической точек зрения, но и с социальной, поскольку позволит улучшить положение населения данного острова и даст ему стимул к своему развитию в этом регионе.

«Таким образом, здесь есть три позиции. Во-первых, финансово-экономическая составляющая – необходимо точно понять и просчитать этот компонент. Во-вторых, геополитический момент – это политическая ситуация на Дальнем Востоке вместе со всеми нашими проблемами стратегического характера. В-третьих, это социальная составляющая, поскольку строительство этого моста, совершенно точно, качественно улучшит жизнь жителей острова Сахалин, и это также очень важно», - заключает Раевский.

В рамках Сахалинского моста вопрос финансов может отойти на второй план

Решение по этому мосту должно приниматься при учете совокупности этих трех факторов. И здесь очень даже возможно, что с точки зрения финансов данный проект не будет должным образом обоснован, но это отнюдь не значит, что его не нужно реализовывать.

«Просто есть вещи, которые финансово не просчитываются, но имеют серьезную социальную и геополитическую составляющую. Поэтому государство вполне может пойти на создание такой переправы», - констатирует Раевский.

Читайте нас в Яндексе

Автор: Дмитрий Сикорский
Новости партнёров
Новости партнёров
Новости партнёров
Создание глобальной навигационной системы Beidou завершили в Китае

Пуск ракеты «Чанчжэн-3B» с двумя спутниками навигации Beidou-3 состоялся успешно в Китае, что завершило создание глобальной сети навигации Beidou.

4:57  19 Ноября 2018
57
Поездка молодоженов из России в Доминикану закончилась трагически

В Доминикане в ночь на 16 ноября погибли молодожены из России. К смерти привели травмы, полученные молодыми людьми в результате ДТП.

4:33  19 Ноября 2018
189
Погребения жителей Южной Америки нашли археологи ДВФУ в Эквадоре

Экспедиция археологов Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) в Эквадоре нашла древние захоронения жителей Южной Америки, возраст которых составил от 6 до 10 тысяч лет.

4:32  19 Ноября 2018
53
SuperJob: ожидания по зарплате у женщин в Москве стали меньше, чем у мужчин

В Москве увеличилась разница в ожиданиях зарплат у мужчин и женщин. Жительницы российской столицы претендуют на меньшую сумму.

4:19  19 Ноября 2018
51
Регулярный пропуск завтрака может развить болезни сердца у мужчин

Мужчины, которые пропускают завтрак по утрам, рискуют заполучить ишемическую болезнь сердца, сообщают исследователи Гарвардского университета.

4:18  19 Ноября 2018
43
Системы слежения за подлодками предложили использовать для наблюдения за китами

Экспериментальное оборудование для слежения за подводными лодками военные инженеры, занимающиеся его разработкой, предложили использовать для мониторинга китов на Чукотке.

4:04  19 Ноября 2018
54
В США умер дизайнер, работавший со Стэном Ли и Стэнли Кубриком

Известный своей работой над фильмом «Заводной апельсин» графический дизайнер Пабло Ферро скончался в американском Седоне на 84-м году жизни.

3:53  19 Ноября 2018
48
Названы самые заразные места в аэропортах

Места в аэропортах, где кишит больше всего вирусов и проще всего подхватить заразу, назвали эксперты Университета Миннесоты.

3:50  19 Ноября 2018
67
В Индию прибыли военные из России

Для участия в российско-индийских учениях «Индра-2018» в Индию прибыли военнослужащие усиленного мотострелкового батальона из Восточного военного округа.

3:43  19 Ноября 2018
55
«Союз МС-12» может отправиться с экипажем к МКС раньше срока

Экипаж космонавтов может полететь к Международной космической станции на «Союзе» раньше запланированного срока, сообщает исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалев.

3:39  19 Ноября 2018
33
Россияне считают, что маршрутка опаснее самолета - опрос

Согласно проведенному исследованию, самым опасным видом транспорта россияне считают маршрутное такси.

3:34  19 Ноября 2018
36
СМИ узнали, какими будут новые плацкартные вагоны РЖД

Полки в вагонах будут похожи на диваны с подголовниками. Каждое место будет оборудовано плотными шторами, которые можно закрыть как жалюзи. Таким является концепт новых плацкартных вагонов РЖД.

3:23  19 Ноября 2018
1 357
СМИ: Финляндия против выхода России из Совета Европы

Власти Финляндии выступают за то, чтобы Россия сохранила свою позицию в Совете Европы. Страна планирует работать со странами-членами СЕ для того, чтобы добиться этого, сообщают СМИ.

3:20  19 Ноября 2018
92
Колбаса в России может подорожать на треть - СМИ

На продукты переработки красного мяса - колбасу, сосиски, бекон - экспертный совет при правительстве РФ предложил ввести акцизы. Это может привести к подорожанию данных изделий на 30 процентов.

3:11  19 Ноября 2018
154
Мэй надеется на заключение соглашения по Brexit на саммите ЕС 25 ноября

Ближайшее заседание Европейского Совета, планируемое 25 ноября, даст возможность премьер-министру Терезе Мэй заключить соглашение по выходу Великобритании из ЕС.

3:10  19 Ноября 2018
60